Во всем мире набирают обороты проекты реновации так называемых депрессивных земель: силами девелоперов и муниципалитета на месте пустырей и заброшенных участков в больших городах формируются новые, комфортные пространства для жизни, создаётся умная городская среда. В Екатеринбурге таких территорий тоже немало, одна из них находится за радиозаводом и примыкает к ЦПКиО. Этот заболоченный участок ждёт глобальная перестройка. Именно здесь в ближайшие несколько лет будет реализован проект, который профессиональное сообщество уже называет «Новой Голландией» (остров в Санкт-Петербурге. — Прим. автора).
В рамках «Форума 100+» урбанисты, архитекторы, эксперты по недвижимости и девелоперы Екатеринбурга обсудили, как будет выглядеть территория после редевелопмента и что вообще такой проект даст Екатеринбургу.
- Восстановление исторического пруда
- Создание искусственного острова
- Организация новых входов в парк
- Строительство новых набережных
- Возведение жилых кварталов на острове
- Как оценило проект профессиональное сообщество?
Восстановление исторического пруда
«Малая Голландия» — авангардный проект. Подобного нет не только в Екатеринбурге, но и в стране. Проектом занимаются архитекторы голландского бюро SVESMI Александр Свердлов и Анастасия Смирнова, которые последние десять лет успешно адаптируют голландский опыт к российскому контексту. Ранее бюро SVESMI разработало проект реконструкции ЦПКиО, «Малая Голландия» станет его логичным продолжением и будет концептуально связана с парком, хотя находится за его границами.
— На территории между заводом радиоаппаратуры и забором парка Маяковского в течение многих лет то появлялся, то исчезал пруд. Старшее поколение еще застало его и помнит прогулки вдоль живописного водоема. Сейчас на его месте лишь заросшее болото, — рассказывает Александр Свердлов. — С конца 60-х гг. пруд постепенно мелел и высыхал, и в 90-х власти его осушили официально, так как город не мог содержать этот водоем. Сейчас он как бы спит под слоем ила, и мы хотим его разбудить.
Проект неслучайно называется «Малая Голландия»: авторы планируют воссоздать водоем и историческую набережную, а также построить искусственный остров по голландским рецептам. Вода здесь играет ключевую роль: она будет и проточной (река Исеть), и отделенной дамбами (очищенный пруд). Если отгородиться от Исети системой шлюзов и использовать широко применяемые в Голландии техники очистки воды естественным способом, получится 4,4 га чистой воды. Возникнет возможность организовать компактную, но очень интересную пляжную зону прямо в черте Екатеринбурга.
Создание искусственного острова
Искусственный остров с кварталами невысоких (3–8 этажей) домов и уютными общественными пространствами — изюминка проекта и модель городского района нового типа. Остров может стать новой достопримечательностью уральской столицы, и при этом за счет нового квартала девелопер осуществляет строительство набережных и восстановление паркового водоема.
— Ил, который сейчас находится на всей территории бывшего пруда, нужно вывозить или рекультивировать. Объем колоссальный — порядка 750 000 куб. м. За бюджетные средства сделать это нереально. У нас родилась идея совместить восстановление общественных пространств и возведение коммерческой недвижимости, — отметил глава Acons Group (девелопер «Малой Голландии») Иван Кузнецов. — Мы восстанавливаем пруд и даем городу набережную, зарабатывая деньги на строительстве жилья на новом острове. Гораздо выгоднее нам было бы купить обычную землю и построить типовые дома — так все обычно и поступают. Но мы решили попробовать новую схему — win-win для нас и для города.
Организация новых входов в парк
Сейчас екатеринбуржцы могут попасть в ЦПКиО со стороны Щорса только через полуразвалившийся мост. Проект подразумевает связь парка с городом через новые входы. С улицы Щорса появится автомобильный мост, переходящий в центр островного района, кроме того, с острова перекинут три новых пешеходных моста в разные части парка. Таким образом получится непрерывный петляющий пешеходный маршрут вдоль воды. Авторы проекта предлагают провести в Екатеринбурге архитектурный конкурс на проектирование этих мостов.
Строительство новых набережных
Важнейшая задача архитекторов — восстановить популярный в 1930-е променад, который начинается от моста на улице Щорса и ведёт вдоль границы парка по кромке восстановленного пруда. Что получится в итоге? Набережная длиной 1,3 км с пешеходным тротуаром и велосипедной дорожкой, которые протянутся под естественной тенью сосен. Также здесь появятся детские площадки и небольшие мостки для уединенных прогулок. Подпорная стенка, которая будет удерживать землю парка, послужит многоуровневым сиденьем.
Вторая набережная — островная — будет состоять из двух частей. Та, что шире, станет самой солнечной из всех: она выходит на Исеть и будет оформлена двумя рядами деревьев. Вокруг всего острова также пройдет непрерывный велосипедный маршрут. Более узкая набережная протянется вдоль жилых домов, которые будут огорожены от нее зоной сезонных посадок. Широкая и узкая набережные сойдутся на стрелке острова, а с парковой набережной они будут сообщаться мостами. В совокупности парковая и островная набережные составят 2,6 км уникального променада.
Возведение жилых кварталов на острове
Центральный бульвар острова — это главная улица, сердце района, где сосредоточены все кафе, рестораны, магазины и т. д. Улицы, отходящие от бульвара, будут зелеными, спокойными, с минимальным автомобильным движением. Для частного автотранспорта предусмотрены встроенные двухэтажные парковки, которые спрятаны в центральной части кварталов. В центре острова дома будут не выше восьми этажей, по периметру — трех- и четырехэтажные.
Как оценило проект профессиональное сообщество?
Воплощение уникального для Екатеринбурга проекта займет до десяти лет. И впереди, конечно же, много вопросов, которые нужно решить — проект еще будет дорабатываться.
Заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин предположил, что самая большая сложность — это создание инженерных сооружений. Председатель экспертно-консультативного совета свердловского отделения Союза архитекторов России Михаил Вяткин высказался против объединения пешеходных и велосипедных дорожек и предложил, чтобы в проекте появилась магистральная велосипедная дорога, на которую не выйдут пешеходы. Директор ЦПКиО Екатерина Кейльман сообщила, что придется по-новому решать вопрос обязательного ограждения парка.
Урбаниста Владимира Злоказова заинтересовала доступность общественного транспорта, а экоактивистку Анну Балтину беспокоит проблема иловых отложений и их утилизации, а также очистка всей Исети, а не только одного ее участка. В первую очередь девелоперам придется решить, что делать с грунтом на месте пруда: засыпать, вывезти или рекультивировать. Степень его загрязненности тоже еще предстоит определить. И если говорить об очистке реки в целом, то архитекторы считают, что именно с их амбициозного проекта наконец-то поднимется вопрос о чистоте воды в Екатеринбурге.
Также интересный вопрос задала руководитель отдела развития Музея Бориса Ельцина Людмила Старостова: не возникнут ли риски того, что резиденты острова будут не готовы делиться дорого оплаченными преимуществами? На него ответила архитектор Анастасия Смирнова.
— Остров не будет закрытой для посещения территорией, иначе проект просто не имеет смысла. Сила хорошего дизайна общественных пространств в том и заключается, чтобы создать такую среду, где не возникнет социального напряжения, — высказалась Анастасия.
Материал носит ознакомительный характер, денежные средства не привлекаются.