Жители Екатеринбурга обратили внимание на то, что растяжек с объявлениями о продаже и аренде коммерческих помещений на первых этажах зданий, где обычно размещаются кафе, бары, рестораны, магазины, фитнес-клубы и спортивные залы, в центре стало больше.
— Прогулялся сегодня немного по центру города. Столько вариантов аренды предлагает рынок, а отчего-то невесело, — написал на своей странице в «Фейсбуке» дизайнер Рома Дик и опубликовал несколько фотографий с развешанными по городу баннерами.
Е1.RU узнал у экспертов, действительно ли в Екатеринбурге одно за другим освобождаются помещения под кафе и спортзалы, почему магазины и шоурумы больше не спешат снимать площади в торговых центрах и какая недвижимость пользуется наибольшим спросом.
Объявления об аренде стали ярче, а буквы крупнее
Несмотря на кризис, вызванный ограничительными мерами из-за коронавируса, количество предложений на рынке коммерческой недвижимости в Екатеринбурге выросло незначительно. Появление баннеров, скорее всего, связано с тем, что хозяева помещений действительно очень долго не могут найти для них арендаторов. Растяжки ставят в последнюю очередь, когда не сработали закрытые каналы и сайты. Возможно, проблемы с продажей или сдачей в аренду связаны с тем, что помещения небольшого метража (менее 250 кв. м, то есть не подходят под продуктовую сетку) находятся в месте с плохой проходимостью или там нет автомобильной парковки.
— В центре города действительно бросаются в глаза предложения по сдаче в аренду большого числа помещений. Но, анализируя базовые рыночные индикаторы, мы не можем подтвердить существенный рост рыночных предложений. Сопоставимый выбор был и в начале года, до карантинных ограничений, — рассказал начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.
Он также добавил, что незначительно изменилось и число вакантных помещений в торговых и бизнес-центрах.
— Да, на рынке есть ротация арендаторов. Очевидно, что многие из них балансируют на грани безубыточности, можно ждать роста новых свободных пространств. Но эмоциональная реакция на вывески может быть связана и с тем, что объявления об аренде стали ярче, а буквы — крупнее, — добавил Михаил Хорьков.
Чаще всего сдают помещения под спортзалы и фитнес-центры
Это подтверждают и данные аналитиков портала N1.RU. Так, если сравнивать первые две недели сентября и октября этого года, то количество предложений по коммерческой недвижимости увеличилось всего на 2%.
— Также мы сравнили август с сентябрем 2020 года. В группе «Кафе, бар, ресторан» видим рост предложений на 1%. В группе «Магазины» — на 4,7%, «Склады, хранение товаров» — 7%. Самый большой рост в группе «Фитнес-центр, спортивный зал», он составил 16%. В целом резких и спонтанных скачков предложений по коммерческой недвижимости в городе нет, — рассказал аналитик N1.RU Артур Щикота.
Тяжелее всего сейчас недорогим хостелам, где раньше жили трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья. После карантина многие из них не вернулись в Екатеринбург, и хостелы остались без клиентов, рассказала специалист по недвижимости риэлторской компании «Этажи» Ольга Майданик.
Спрос на помещения на первых этажах растет
Многие бизнесмены тем не менее готовы снять освободившиеся помещения — на рынке отмечают ажиотажный спрос.
— Заявок на аренду помещений получаем много, но, конечно, сдаются не все. Сейчас очень большое количество запросов на помещения под кухню — компании, организующие доставку, кейтеринг, готовящие еду навынос, компании формата take away, небольшие пекарни. Большинство из этих компаний — новые, к нам заходят из Тюмени, Москвы, Питера. Но этот формат бизнеса ищет помещения, подходящие под их требования, — небольшой площади, но с оборудованием, хорошей мощностью электричества, вентиляцией и так далее, — говорит Ольга Майданик.
Чаще всего этой осенью арендаторами становятся продуктовые сети, аптеки, пивные магазины и алкомаркеты. При этом появилась интересная тенденция — магазины одежды предпочитают размещать не в торговых центрах, которые в любой момент могут закрыть на карантин из-за пандемии, а в помещениях с отдельным входом.
— Новые магазины одежды и шоурумы, которые заходят в Екатеринбург, зачастую ориентируются не на ТЦ и ТРЦ, предпочитая стритритейл. Все, наученные опытом карантинных мер, предпочитают разместиться в помещениях с отдельным входом, которые позволят продолжить работу в период самоизоляции, соблюдая все меры безопасности: ограничивая количество посетителей или принимая их по записи или звонку. Поэтому новые компании делают выбор в пользу стритритейла вместо ТЦ, которые могут закрыться по распоряжению властей, — пояснила Ольга Майданик.
Ранее мы рассказывали о том, как пандемия изменила рынок в Екатеринбурге. Прогнозы экспертов о том, что будет со ставками и ценами на жилье после кризиса, вы можете найти здесь.
Пять лет назад мы также рассказывали о том, как после кризиса в Екатеринбурге появились десятки вывесок «Аренда».