Мы продолжаем спецпроект о заброшенных зданиях Екатеринбурга. Ранее мы рассказывали об истории бывшего корпуса Лесотехнического университета на Ленина, 79, а также о судьбе заброшенной больницы в Зеленой Роще. На этот раз речь пойдет о ДК Свердлова на Володарского, 9, в котором располагался легендарный Свердловский рок-клуб.
Здание входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. В 2016 году его передали на баланс Екатеринбургской епархии, которая планирует отреставрировать бывший ДК и открыть в нем духовно-просветительский центр.
Дом братства
В начале ХХ века в Екатеринбурге появилось православное церковное братство святого праведного Симеона Верхотурского, которое должно было поддерживать и развивать церковно-приходские школы. Специально для братства в 1916–1917 годах в Первом Богоявленском переулке (современное название улицы — Володарского) построили дом, в котором разместились библиотека, музей и зрительный зал.
Проект и смету Епархиального дома составил архитектор Янковский. Здание было рассчитано на 3 этажа и включало большой зал на 800 человек.
— На первом этаже предполагались помещения для книжного склада и магазина, епархиальной библиотеки, канцелярии, архива Епархиального училищного совета, церковно-археологического музея. На втором и третьем этаже располагались помещения братства — громадный зал с обширным вестибюлем, балконом и несколькими отдельными помещениями на 800 человек. Также предусмотрели вместительные хоры — на 200–300 человек, — рассказали в епархии.
В начале 1913 года был создан комитет, председателем которого стал кафедральный протоиерей Леонид Игноратов. Тогда же начали заготавливать стройматериалы и рыть котлован для фундамента. Общество хоругвеносцев устроило крестный ход вокруг места, где должен был появиться Епархиальный дом. Торжественное заложение здания прошло 11 мая. В церемонии принял участие епископ Митрофан.
Строители возвели коробку будущего здания в короткие сроки — всего за 4 месяца. При этом средств на продолжение работ постоянно не хватало. Братству то и дело приходилось искать спонсоров.
«2 декабря 1913 года состоялось собрание Строительного комитета, где рассказали о ходе возведения Епархиального дома, на тот момент построенного вчерне. Расходы к тому времени достигли общей суммы 43 398 руб. 60 копеек, считая 7860 руб., уплаченных за усадьбу. Для того чтобы завершить строительство, требовалось еще до 18 000 руб., а вместе с расходами на устройство отопления и третьего выхода с лестничной клеткой, на котором настояло Пермское губернское строительство, расход мог превысить 20 000 руб.», — говорится в книге «Клуб «Профинтерн» исследовательницы истории здания Любови Дегтевой.
Из денег свечного завода взяли 10 000 рублей. На эти средства в нижнем этаже хотели сделать торговое помещение для церковно-утварного отдела, там же должна была появиться квартира приказчика. Согласно договору, после окончания строительства новое здание должны были уступить свечному заводу на 10 лет. При этом все расходы на отопление ложились на братство.
Братству пришлось просить о помощи местные епархиальные учреждения — Епархиальный училищный совет и Епархиальное попечительство.
«Единодушие, возникшее вокруг идеи постройки Епархиального дома, когда объединились братство и другие епархиальные учреждения, позволило завершить строительство и открыть Епархиальный дом», — говорится в книге «Клуб «Профинтерн».
На землю под дом ушло 7500 рублей, общий расход на строительство здания составил 74 091 рублей 59 копеек. Епархиальный дом выделялся красивым фасадом, выходящим на Богоявленскую улицу. В нем разместилась церковно-приходская школа.
Из Епархиального дома — в ДК
После 1917 года здание национализировали. С 1925 года в нем находился клуб совторгслужащих имени Профинтерна. В 1928–1929 годах московский инженер Коржинский составил проект расширения и надстройки клуба. Фасад выполнили в стиле конструктивизма.
В пристроенном к северной стороне ранее существующего здания блоке сделали большой зрительный зал на 700 человек, фойе, гардероб, гимнастический зал, читальню, библиотеку и комнаты для кружков. ДК до сих пор считается образцом общественного здания в стиле конструктивизма.
В доме культуры проводили лекции и собрания, сделали кинобудку. Предполагалось, что клуб станет новым культурно-просветительским учреждением для трудящихся. В здании проходили вечера на тему «Культурная революция и религия», выступали воспитанники различных кружков. Там показывали кино, устраивали концерты, шахматно-шашечные турниры, конференции, утренники, а драмкружки представляли свои постановки.
В начале 1930-х годов клуб переименовали в дом культуры имени Свердлова. В ДК заехали актеры — отныне там располагалась постоянная сцена Театра юного зрителя. Здесь ставили спектакли «Дон Кихот», «Морская собака», «Джордано Бруно», «Борис Годунов», «Люди тайги» и многие другие. Билет стоил от 1 до 2 рублей с абонементом и от 2 до 6 рублей без.
«Актив ТЮЗа занимал маленькое помещение под лестницей, а театр часто жаловался на непонимание со стороны дирекции клуба. Зимой здание плохо отапливалось, у артистов застывал грим на лице от холода, зрители вынуждены были сидеть в зале, не раздеваясь. Актеры часто простужались, играли с подвязанными щеками», — писала Любовь Дегтева.
Часто у театра не было денег на оплату аренды и актеров выселяли из комнат, при этом выбрасывая их вещи и декорации на улицу. Они жаловались в местную газету и просили помочь молодому театру. ТЮЗ продержался в клубе 5 лет.
Свердловский рок-клуб
Рок-музыка в доме культуры начала звучать еще в 60-е. Молодые люди, которые увлекались зарубежной музыкой, собирались около памятника Ленину на площади 1905 года, а в холодное время шли в здание ДК Свердлова, чтобы согреться и поиграть на гитаре. Причем делать это приходилось в туалете. Это создавало трудности для зрителей кинотеатра, которые не могли туда попасть. Дирекция клуба нашла решение — музыкантам разрешили собираться в верхнем фойе, где стояло пианино.
— Мы жили на улице Попова и ходили в ДК Свердлова в кино. Поэтому для меня здание дома культуры — это в первую очередь зал. Кстати, перед кинопоказом там играл оркестр и пели артисты. В следующий раз я пришел в ДК, когда там появился Свердловский рок-клуб. Я был на первых 4 концертах, — рассказал Е1.RU режиссер Олег Ракович, снявший несколько фильмов о ветеранах Свердловского рок-клуба.
Рок-клуб заработал в ДК в 1986 году. На его сцене выступали такие группы, как Nautilus Pompilius, «Чайф», «Агата Кристи», «Отражение», «Апрельский марш», «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели», «Настя», «Смысловые галлюцинации». В декабре 1983-го в ДК выступили представители Ленинградского рок-клуба — Майк Науменко и Виктор Цой.
— Здание ДК было местом, откуда свердловский рок шагнул к своей всесоюзной славе. Он стал популярным во второй половине 80-х годов, когда на всю страну прогремели «Чайф», «Наутилус», «Агата Кристи». Свои первые шаги в качестве популярных городских коллективов они делали именно здесь, — рассказывает архивариус Свердловского рок-клуба Дмитрий Карасюк.
Клуб занимал одну комнату ДК и просуществовал 5 лет.
— Это было место прорыва, место свободы, где выступали не только местные группы, но и гости из других городов — «Алиса», «Аукцыон». Для нас это было знаковое место, хотя внешне ДК Свердлова такой же, как и все другие ДК в городе. Как и все, он выживал, скорее всего, за счет профсоюзных организаций, — вспоминает Олег Ракович.
ДК ГУВД и театр «Рыцари и дамы»
В 1990-е здание отдали ГУВД. В это время там появляется театр «Рыцари и дамы», в котором работали молодые хореографы и музыканты. Репетиции проходили в танцклассе, где первоначально проектом предусматривался балкон. Театр даже получил признание со стороны властей — ему дали статус народного самодеятельного коллектива.
В 2004 году здание закрыли из-за аварийного состояния. Дом опустел и начал ветшать. В 2010 году появилось сообщение, что первые этажи здания передают Дому Мира и Дружбы после ремонта. Но его так и не сделали.
— В последний раз я был в здании в 2015 году. Внутри все было навалено, по всему зданию разбросаны обломки, приходилось пробираться между ними боком. На полу лежали проржавевшие металлоконструкции, кирпичи, будто выпавшие из стены. Похоже, что были разрушены внутренние перегородки. Вход на 3-й этаж оказался заколочен. Зал на удивление оказался в неплохом состоянии, хотя там лежал слой пыли толщиной в ладонь, — вспоминает Дмитрий Карасюк.
После того как здание опустело, через оконные проемы в него проникали люди без постоянного места жительства. Из-за этого здание горело.
Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин в последний раз был в здании в 2019 году. То, что он там увидел, музыкант назвал «грустным зрелищем».
— В здание я попал случайно в 2019 году. И это просто разруха. Еще года 4 на подпольных правах там какой-то театр репетировал, а сейчас совсем ничего. Очень грустное зрелище, — сказал Владимир Шахрин.
Возвращение епархии
Летом 2016 года Министерство по управлению госимуществом Свердловской области передало здание Екатеринбургской епархии. Дмитрий Карасюк считает, что с исторической точки зрения это решение было неоправданно.
— Это неправильно, что в 2016 году здание передали епархии. Дореволюционное здание, в котором находилась библиотека Сименона Верхотурского, занимало десятую часть здания ДК Свердлова. Я был в здании в 80-е годы, облазил его вдоль и поперек и никаких следов этого старинного здания не нашел. Скорее всего, его разобрали, а на его месте в 30-е годы построили новое — дом культуры. Тем не менее, я думаю, что то, что в здании появится новая жизнь, — это лучше, чем если бы оно просто стояло и превращалось в руины, — считает Дмитрий Карасюк.
Владимир Шахрин соглашается, что если «хоть кто-то отреставрирует здание», город от этого только выиграет. Кто именно будет его восстанавливать, значения не имеет.
— Нашлись люди — ну и хорошо, по крайней мере, будет возможность зайти туда, посмотреть на этот зал и что-то повспоминать, — считает Шахрин.
После того как здание перешло епархии, доступ в него закрыт. Ветераны Свердловского рок-клуба вспоминают, что если раньше в здании дежурил охранник, которого можно было уговорить пустить внутрь, то сейчас на стук никто не отвечает.
Летом этого года в ДК хотел попасть журналист Юрий Дудь. Он приезжал в Екатеринбург, чтобы записать интервью с музыкальным критиком Михаилом Козыревым. Попасть в здание они не смогли. Журналисты Е1.RU запрашивали разрешение на съемку внутри здания в епархии перед выходом этого материала, но получили отказ.
Духовно-просветительский центр
После запроса Е1.RU Екатеринбургская епархия рассказала о своих планах на здание ДК. Оказалось, что РПЦ планирует реконструировать здание, где когда-то находился рок-клуб. После завершения работ там появится духовно-просветительский центр.
— Поскольку здание в аварийном состоянии, предстоит реконструкция, по завершении которой здание продолжит выполнять свою духовно-просветительскую миссию. Планируется, что в нем разместится духовно-просветительский центр, где будут заниматься творческие коллективы, в том числе и по развитию хорового пения, проходить концерты, исторические и духовно-просветительские лекции, встречи с историками, писателями, представителями науки, искусства и другие, — рассказали Е1.RU в епархии.
Когда именно начнется реконструкция, в епархии уточнить не смогли. Есть ли проект реконструкции ДК Свердлова, также неизвестно.
— Просветительский центр — это тоже неплохо, ведь, если говорить в целом, то функция здания не изменится. Люди в его стенах будут узнавать что-то новое. Главное, чтобы здание работало и было открыто для людей. У нас в городе слишком много закрытых пространств, а это неправильно, — говорит Олег Ракович.
Он также добавил, что «здание с такой историей и харизмой», как ДК Свердлова, не должно стоять заброшенным. При этом за последние 4 года после передачи епархии никаких позитивных изменений с ним не произошло.
— Иметь полуразрушенное здание, у которого такая харизма и такая история, — это стыдно. Я за «Ананас» (здание штаб-квартиры РМК на улице Гоголя. — Прим. ред.), но считаю, что людей, которые строят новое, нужно обременять налогом на реставрацию старинных зданий, которые находятся вокруг. Потому что новые здания должны находиться в достойном окружении. Это как будто вы приходите на семейный праздник наряженным, а ваши бабушки и дедушки — в драных колготках. Вам должно быть стыдно. Город — это тоже большая семья, — говорит Олег Ракович.
Хотите узнать больше о судьбе заброшенного здания в Екатеринбурге? Отправьте адрес здания, его фото на i.varkentin@iportal.ru и расскажите, что вам о нем известно.