Во время вынужденного перерыва, связанного с ограничительными мерами из-за пандемии коронавируса, многие кафе, рестораны и магазины лишились прибыли и им пришлось оставить арендуемые площади — временно или навсегда. В результате на рынке появилось много свободных помещений, которые, правда, пустовали совсем недолго: вскоре после отмены карантина их вновь стали активно занимать. Сейчас ситуация на рынке коммерческой недвижимости практически выровнялась. Так, если сравнить данные до эпидемии и сейчас, то они почти не будут различаться, говорят эксперты.
Общепит вернулся к жизни
Количество предложений в сфере коммерческой недвижимости в сентябре по сравнению с началом августа выросло на 5%. А при сравнении августовской ситуации с апрельской заметен рост на 10%, рассказал аналитик N1.RU Артем Щикота.
— Если сравнивать август с апрелем, то количество предложений помещений по типу «кафе», «бары» и так далее выросло более чем на 20%, по офисным помещениям рост составил 13%, а вот по помещениям типа «салон красоты», «фитнес-центр» — просадка на 9%, — сказал Артем Щикота.
Наиболее остро карантин переживал общепит. Рестораторы, которые не успели перестроиться и оптимизировать свои ресурсы, уже не открылись в августе. Но на их место тут же пришли другие.
— В целом достаточно много кафе, ресторанов, клубов, баров было вынуждено уйти с рынка, но многие и заходят к нам в Екатеринбург. Мы заметили, что последние месяцы общепит активно мигрирует с окраин в центр, начинают развиваться сетки из других городов и областей, — рассказывает специалист по коммерческой недвижимости риелторской компании «Этажи» Алиса Коршунова.
При этом рассчитывать на то, что в ближайшее время в Екатеринбурге появятся кафе и рестораны в новых локациях, пока не стоит.
Арендаторы мигрируют внутри бизнес-центров
Бизнес-центры, особенно те, что расположены близко к центру города, не пустовали ни во время карантина, ни сейчас. При этом еще в мае арендаторы начали активно искать новые, более выгодные для них помещения.
— Среди арендаторов мы видели миграцию внутри бизнес-центров. Собственники площадей соглашались на «арендные каникулы» и давали скидки постоянным, проверенным арендаторам. Поэтому бизнес-центры не потеряли своих клиентов, — рассказала Алиса Коршунова.
В то же время появилось много предложений в офисах и бизнес-центрах на окраинах. При этом офисы в центре по-прежнему активно занимают, а стоимость аренды в них возвращается к прежним показателям.
В тренде салоны красоты и автомойки
Наибольшим спросом пользуются первые этажи с отдельным входом. Большие компании выкупают такие помещения, чтобы не тратить деньги на аренду. Также появился спрос на автосервисы и автомойки. Еще один тренд — запрос на аренду помещений от салонов и студий.
— С началом карантина специалисты салонов были вынуждены работать из дома. Они сохранили или даже приумножили свою клиентскую базу и теперь готовы пересаживаться в арендованные помещения. Они ищут офисы в бизнес-центрах, 10–15 «квадратов». При этом варианты под такие запросы довольно сложно подобрать, так как в бизнес-центрах зачастую нет таких маленьких площадей, а большую квадратуру салон не потянет по цене, — рассказала специалист по коммерческой недвижимости компании «Этажи» Ольга Майданик.
В то же время крупные предприятия начали выставлять на продажу свои базы, большие помещения с застройками или землю с начавшимся строительством.
— Когда у предприятия не хватает оборотных средств и при этом стоит недострой, в который нужно вкладываться, — его проще продать. У многих производителей образовался кассовый разрыв, так как заказчики не могут сделать предоплату и перешли на оплату по факту отгрузки. Поэтому недострои выставляют на продажу, а сами производства оптимизируют и переносят на арендные площади, — объясняет Ольга Майданик.
Ранее мы рассказывали, какую недвижимость выгоднее покупать в Екатеринбурге осенью. Также предлагаем прочитать инструкцию, как купить квартиру с ипотекой под 1% или рассрочкой под ноль. Прогнозы экспертов о том, что будет со ставками и ценами на жилье после кризиса, вы можете найти здесь.