Уральская горно-металлургическая компания на этой неделе начнет сносить недостроенное здание на Октябрьской площади, 5. Точнее, те два корпуса, что принадлежат ей (еще один корпус — в собственности бывшего депутата гордумы Олега Хабибуллина). Перед началом сноса мы побывали внутри здания и посмотрели, можно ли его было все-таки достроить. Экскурсию нам провели руководитель девелоперских проектов «УГМК-Застройщик» Евгений Мордовин и руководитель проекта по демонтажу здания Александр Мерзляченцев.
История здания начинается с 1993 года. Землю выделили государственной компании «Уралвнешторг», но она не смогла обеспечить платежи по кредиту и обанкротилась. Затем две части здания на торгах выкупила компания «Навигатор», принадлежащая Андрею Козицыну. Они обошлись в 200 миллионов рублей. Олег Хабибуллин за свою часть заплатил 45 миллионов.
— По идее, у нас все здания выше трех этажей должны быть под надзором. Здесь никаких надзорных документов, по какому проекту строили здание, нет, — рассказывает Евгений Мордовин. — Когда мы проводили обследование этого здания в 2018 году после покупки, визуально было видно, что оно в аварийном состоянии. В этом году проверку провел Госстройнадзор и выдал предписание о сносе.
По словам Мордовина, теоретически восстановить здание было бы дешевле, чем сносить, если бы все конструкции остались в рабочем состоянии. Но на практике оказалось, что они безнадежны.
— Видимо, здание строилось этапно: построили три этажа, остановились, потом еще три, снова остановились, — говорит Александр Мерзляченцев. — Потому что на некоторых этапах видно, как менялись проектные решения и производители работ. В общем, сделано в ужасном качестве. Вся арматура ржавая. Мы даже верхние оконные проемы не стали демонтировать, потому что попытались, а всё начало валиться. Обследование показало, что на втором-третьем этажах бетон даже не набрал прочности, он набрал всего порядка 50–60% от требований. Поэтому конструкции очень хлипкие. Здание не консервировалось, все было в таком виде. Здесь бежала вода, зимой были снег, лед. Жили кто попало. Люди могли элементарно пострадать.
В первую очередь строители установили леса и защитные профлисты, чтобы исключить попадание осколков в соседнее административное здание (оно принадлежит мэрии, там расположена мастерская генплана). Затем начали вывозить из помещений мусор, так как его за 20 лет накопилось немало.
— В выходные мы привезем большую технику, кран. Маленькие погрузчики краном наверх поставим и аккуратно каждый этаж будем разбирать, — рассказывает Александр Мерзляченцев. — Весь основной мусор станем спускать тоже краном. Весь мусор будет утилизирован в зависимости от класса опасности.
На все работы подрядчик берет 100 дней — к августу всё должны завершить.
На месте долгостроя появятся два здания: 10–12-этажный офисник и 25-этажный жилой дом. Парковку уберут под землю, включая ту, что у Дома книги. На участке разобьют парк. Проект разработало бюро бывшего главного архитектора Екатеринбурга «Ин Форм», но он будет дорабатываться.
Строительство планируют завершить к 2023 году.
ОБНОВЛЕНО. Почитайте, что думает Олег Хабибуллин о сносе корпуса УГМК и как он планирует распорядиться своей частью здания.
Кстати, неподалеку, но на другом берегу находится еще одно здание, которое снесет УГМК, — бывший Приборостроительный завод. На его месте построят храм Святой Екатерины.