Эпидемиологи предполагают, что ситуация вскоре пойдёт на спад. Предприятия приноровились работать в новых условиях. Застройщики отмечают, что рынок недвижимости успокаивается. Но что будет после всех кризисов — пока неизвестно.
Директор по продукту «Атлас Девелопмент» Вячеслав Батаков рассказал, как это нестабильное время отразится на строительной отрасли, почему площади квартир станут меньше и как важно поддерживать друг друга именно сейчас.
— В городе есть компании, которые сейчас возводят объекты и по старой схеме, и с привлечением проектного финансирования. В чём плюсы и минусы обеих систем?
— Я считаю, что будущее за эскроу-счетами. Покупатели таких квартир будут чувствовать себя увереннее. Когда у девелопера есть банковское плечо, все кризисы, что происходят сейчас, беспокоят его меньше, ведь с помощью банка он в любом случае выполнит все обязательства перед покупателем, даже несмотря на возможное падение спроса. Так спокойнее для девелопера — ему будет на что строить, его сотрудники не лишатся работы и зарплаты. Так спокойнее покупателю — его дом точно достроят, он точно получит квартиру.
— А что происходит с теми, у кого остались проекты, реализуемые по старой схеме?
— Сейчас ситуация такая, что у многих застройщиков больше объектов, которые реализуются по старой схеме. Я считаю, что у них ситуация сложнее. Вообще, я бы разделил их еще на 2 группы. Первая, в которую входит и «Атлас Девелопмент», — это те, у кого объект строится уже больше года, а квартир продано более 70%. Например, в iTower продано уже 74% квартир. Это значит, что денег на счетах достаточно — у девелопера не будет проблем с достройкой. В этом случае люди спокойно могут выходить на сделку. Второй тип — компании, которые зашли на новые объекты сравнительно недавно. Тут и готовность объектов еще невысока, и проданных квартир может быть менее 50%. Соответственно, в это нелёгкое время им нужно продолжать продавать, чтобы просто обеспечить деньгами строительство объекта. У кого-то получится, но получится ли у всех? Вопрос. Что произойдёт с этими застройщиками и с этими объектами — неизвестно.
— Как все эти кризисы скажутся на девелопменте в целом? Как скажутся на продукте?
— В целом на девелопменте — будет кризис. Ряд девелоперов мы больше не увидим никогда. И такое все уже видели. Были компании, которые владели землей и планировали заходить в этот бизнес — в девелопмент, но он для них не основной, поэтому эти компании сейчас предпочитают продать землю. Но ждать падения цен могут только фантазеры. Не будет такого, что какие-то лоты жилой или коммерческой недвижимости выйдут к концу года с 50%-ми скидками.
С точки зрения продукта — он будет меняться. Подход ко многим решениям будет пересмотрен. Во дворах большее внимание станут уделять спортивным площадкам и зонам отдыха. Я предполагаю, что очистка воды до питьевой станет нормой, появятся дополнительные инструменты антибактериальной очистки воздуха, будет более серьезная обработка мест общего пользования, в том числе и дворовой территории. Мы предлагаем это своим клиентам в iTower и «Парке Столиц», однако в нашем случае мы по желанию клиента устанавливаем в квартире фильтр с удобной системой его замены.
Также, возможно, появится очистка воздуха в квартире медицинскими обеззараживателями. Санитайзеры станут нормой. Я считаю, что тренд на уменьшение площади во всех классах продолжится. Мы уже видим, что это происходит в Москве. Там никого не удивляет квартира в 36 кв. м в бизнес-классе. Хотелось бы увидеть и новый тип коворкингов — не open space, а мини-офисы на 1 человека, которые по ночам будут обрабатываться сотрудниками управляющих компаний.
Сегодняшняя ситуация показала, что далеко не у всех в квартире есть удобное рабочее место. И далеко не все могут работать в режиме, когда вокруг бегают дети и другие домочадцы.
Кстати, в наших проектах всегда, практически в каждой квартире предусмотрено одно или несколько рабочих мест. Это важно, когда родители работают на удалёнке, а у ребенка, например урок по Zoom’у. В будущих проектах предполагаем повышенный функционал лоджии — с утеплением профиля, благодаря чему её можно легко переоборудовать в спортзал или кабинет. Также для новых проектов продумываем наличие бесконтактных систем в общественных пространствах.
— Сейчас многие работают удалённо. Как к этому подготовился «Атлас Девелопмент»?
— Мы внедрили систему удалённой работы. С отделом маркетинга проводим онлайн-совещания. Все процессы я отслеживаю в CRM, по сути, работаем в круглосуточном режиме 24/7. Отдел продаж тоже работает удалённо. Мы быстро запустили систему онлайн-продаж, разработали онлайн-тур по квартире. Тур полезен для тех, кто задумывается о покупке квартиры, и для тех, кто уже купил, там есть специальный инструмент «рулетка», чтобы замерить длину стены. В будущем будут больше покупать услуг на аутсорсе, бизнес именно сейчас поймет, какие услуги эффективнее получать на аутсорсинге.
— А как происходит онлайн-продажа квартиры?
— Человек выбирает квартиру, звонит в отдел продаж, а там уже всё подробно объясняют и помогают разобраться со всеми нюансами. Финальное подписание документов возможно в 2 вариантах — или доставка курьером, или с помощью электронной подписи. Первые онлайн-сделки уже идут.
— Строить объект удаленно, конечно, невозможно. Как всё это повлияло на стройку и сроки?
— На сроки — никак. Работы не останавливаются, темпы не сбавляются. Например, до сдачи Западной башни iTower ещё 14 месяцев, а мы уже ведём фасадные работы и занимаемся чистовой отделкой квартир. На объекте ввели обязательный масочный и температурный режим. Пересмотрели рабочее пространство. Например, теперь в однокомнатной квартире может находиться только 1 рабочий, вне зависимости от типа выполняемых работ. Чтобы темпы работы не падали, мы увеличили штат. Людей стало больше, и они грамотно рассредоточены по объекту.
— То есть вы дали дополнительные рабочие места. А как еще «Атлас Девелопмент» помогает городу справиться с кризисом?
— Все предприниматели, которые арендуют у нас помещения, получили арендные каникулы. Владимир Городенкер — наш генеральный директор — принял такое решение на время карантина. Надо поддержать людей и их бизнес, мы же это понимаем. С партнерами у нас информационная коллаборация — обмениваемся буклетами и информацией в соцсетях. Продолжаем поддерживать детский театр балета «Щелкунчик». Мы закупили 5000 масок для своих сотрудников и раздали их бесплатно, чтобы обеспечить не только их, но и их близких. Это решение тоже принял генеральный директор.
Сейчас время сплочения. Можно сидеть и ныть, но ситуация такая, какая есть. Сейчас важно сохранить своих партнёров, не подвести клиентов и поддержать друг друга в сохранении работы. Мы это делаем и видим, что многие нас поддерживают — это главное.
Застройщик ЖК iTower: ООО «ОргТехПром». Проектная декларация на сайте.