Начальник департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Алексей Храмов дал свое первое интервью. В нем он рассказал о том, осталась ли в Екатеринбурге свободная земля, как принимаются решения о том, где сносить и застраивать частный сектор, и почему обсуждения новых проектов в интернете лучше, чем живые.
Про участки для жилого строительства
— В последний год в Екатеринбурге стало существенно меньше земельных торгов. Земля в городе закончилась, всё, строить больше негде?
— На самом деле да, земельных участков свободных очень мало. Поэтому администрация пытается вдохнуть жизнь в уже существующие застроенные территории. Действенных механизма два: развитие застроенной территории и комплексное развитие территории.
Развитие застроенной территории возможно там, где находятся ветхие и аварийные многоквартирные дома. А комплексное развитие применяется на территориях, где более чем 50% занимают объекты, не соответствующие действующему градостроительному регламенту — либо аварийные дома, либо находящиеся в муниципальных адресных программах, либо самовольные постройки.
Чем хорошо комплексное развитие? Тем, что позволяет производить процедуру изъятия не только для строительства улично-дорожной сети или магистральных инженерных сетей, а также и под объекты социальной сферы.
В связи с этим в этом году департамент планирует провести несколько аукционов по развитию застроенной территории и по комплексному развитию территории. Конкретные площадки я сейчас называть не буду, чтобы не было никаких спекуляций. Порядка четырех–пяти аукционов мы в этом году проведем.
— В новом Генплане много территорий, которые ждет реновация, — Цыганские поселки, двухэтажки пойдут под снос. Но не все. Как выбирали, что нужно снести и застроить, а что — не нужно?
— Генплан разрабатывался для более эффективного использования территорий и для сохранения компактности города. Понятно, что город можно «размазать» и застраивать отдаленные территории, но это повлечет за собой расходы по транспортной и инженерной инфраструктурам. Поэтому рассматривались именно те площадки, где расположены ветхие и аварийные дома, а также малоэтажные дома вблизи сложившейся многоэтажной застройки. Это во-первых.
Во-вторых, стратегическим направлением Генплана является развитие общественного транспорта. Для повышения качества общественного транспорта и уровня мобильности граждан рассматривались территории вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности.
Таким образом был присвоен максимальный приоритет развития застроенным территориям, на которых размещены ветхие и аварийные здания, а также участкам с малоэтажной застройкой, которые находятся в непосредственной близости к территории многоэтажной застройки, размещенной вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности.
.— На Уралмаше, например, или местами в Цыганских поселках люди бы не согласились, что их дома можно назвать аварийными.
— Мы же разделяем: есть ветхие, аварийные дома, а есть малоэтажная застройка вблизи многоэтажной. Понятно, что плотность малоэтажной застройки ниже, чем плотность многоэтажной. Мы должны думать о компактности города.
— Если читать комментарии к нашим новостям, люди не верят, что вместе с многоэтажной застройкой появятся дороги, которые смогут выдержать нагрузку.
— Когда администрация утверждает тот или иной проект планировки, все ответственные службы принимают участие в согласовании и выдаче замечаний. Ни один проект планировки не проходит мимо комитета благоустройства, комитета по транспорту. И все принятые проекты планировки соответствуют градостроительным нормам.
— Что-то будете менять в Генплане после общественных обсуждений?
— Ни для кого не секрет, что Генплан будет направлен на доработку. Будет изменен срок планирования до 2041 года (а не до 2035 года, как хотели изначально. — Прим. ред.), а также внесены другие изменения, в том числе полученные в рамках процедуры общественных обсуждений.
Про землю для школ и садиков
— Еще Николай Сметанин (бывший глава комитета по строительству. — Прим. ред.) нам в интервью рассказывал, что очень мало свободной земли для школ, садиков. Как сейчас решается этот вопрос?
— В прошлом году департаментом архитектуры, силами мастерской Генплана была разработана тепловая карта по школам и садикам. Там представлены те объекты, которые будут построены до 2025 года.
Есть несколько путей, как это реализовать. Первый — это строительство дополнительных зданий для уже существующих учреждений. Мы оцениваем земельный участок под существующей школой, смотрим, можно ли сделать там пристрои, которые позволили бы увеличить количество учащихся. В данный момент по заданию администрации ведется проектирование новых корпусов для школ № 120, 102 и ряда других.
Второй способ — утверждая проекты планировок земли, мы смотрим, где застройщики предлагают разместить садики и школы. Затем узнаем, кому принадлежит участок. Если этот участок из неразграниченных земель, тогда мы пишем обращение в МУГИСО, чтобы нам его предоставили. Если этот участок принадлежит третьим лицам, мы смотрим, как можно его выкупить или обменять. Это процесс очень небыстрый, но именно такими путями мы сейчас идем.
Про архитектуру
— Один из застройщиков через суд лишил мэрию права согласовывать архитектуру новых жилых домов. Что вы думаете по поводу этой ситуации?
— Позиция администрации однозначна: согласовывать архитектурно-градостроительный облик необходимо.
Во-первых, администрация Екатеринбурга, в частности, департамент архитектуры обладает всеми необходимыми навыками, специалистами, чтобы грамотно осуществлять эту работу.
А во-вторых, именно в департамент поступает большое количество жалоб граждан, которые не согласны с видом строящихся зданий. И отвечать за то, на что ты не можешь повлиять, — это неправильно.
Про общественные обсуждения
— С тех пор, как живые публичные слушания заменили общественными обсуждениями в интернете, складывается впечатление, что мнение людей вообще перестали учитывать. По крайней мере, почти все замечания во время обсуждений отвергают. Почему так происходит?
— На самом деле это не совсем так. Не все мнения граждан не подлежат учету.
Вообще, что публичные слушания, что общественные обсуждения носят рекомендательный характер. Мэрия порядка 10 лет проводила публичные слушания. Нельзя сказать, что все предложения граждан на публичных слушаниях тут же были учтены. С чем мэрия сталкивалась неоднократно? Публичные слушания срывались, было очень много технологий, как это сделать: например, приходило очень много народа в зал, который не предназначался для этого. Слушания приходилось переносить.
Раньше как происходило? Получил микрофон, начал высказывать свое мнение, выплескивая негатив, порой не относящийся к предмету обсуждения.
В последнее время проведения публичных слушаний площадку начали использовать различные политические силы с целью заработка политических бонусов.
Чем хороши общественные обсуждения? Тем, что гражданин может подать замечания и через интернет, и прийти лично написать свое мнение. Он может подумать, сформулировать и аргументированно направить свои предложения.
Поэтому правилами землепользования и застройки, утвержденными в Екатеринбурге, принято решение, что сейчас в городе будут проводиться только общественные обсуждения
— Кажется, что людям достаточно тяжело узнать, что проходят общественные обсуждения.
— Я не думаю, что стало сложнее узнать эту информацию. По тем территориям, которые граждан интересуют, они могут найти информацию на стендах в департаменте архитектуры, в районных администрациях. Также можно проверять информацию на нашем сайте.
— Общественные обсуждения назначают не по всем новым проектам. От чего это зависит?
— Перечень предусмотрен Градостроительным кодексом. Обсуждения назначают по проектам планировки и межевания, а также изменениям в них; по разрешениям на условно разрешенные виды использования земельного участка и по отклонениям объектов строительства от предельных параметров.
Про незаконную стройку на Щербакова
— Мы пытаемся разобраться с историей незаконной стройки на Щербакова. Администрация сдала в аренду участок для строительства гостиницы со спортобъектом. Но вместо этого там начали возводить жилой комплекс. Почему мэрия не отследила, как используется участок?
— Земельный участок был предоставлен в аренду в 2005 году на 15 лет. Договор не был расторгнут, во-первых, потому что не истек срок. А во-вторых, потому что на этом земельном участке присутствуют существующие объекты капитального строительства (земская школа, объект культурного наследия. — Прим. ред.).
Администрация Екатеринбурга не обладает полномочиями на выдачу разрешений на строительство. Их выдает Министерство строительства. Поэтому я не хочу давать оценки, пусть в этом разбираются те органы, которые должны в этом разбираться.
— То есть администрация «умывает руки»?
— Не то чтобы «умывает руки». У администрации просто нет полномочий повлиять на эту ситуацию.
— А вы можете попросить провести проверку? Потому что сейчас непонятно, что там происходит. Ну, убрали строительный кран. А дальше что?
— Я думаю, этим занимаются. Но не департамент архитектуры.
Про храм Святой Екатерины
— Идет ли уже согласование нового облика храма святой Екатерины на месте Приборостроительного завода?
— Нет, пока не идет. Документов мы не видели.
— К 2023 году вряд ли успеют возвести хотя бы коробку?
— Я не буду давать прогнозов. Не знаю, какие планы у инвестора.
Про согласование вывесок на зданиях
— Вы согласовываете вывески на зданиях Екатеринбурга. Почему зачастую они выглядят так контрастно? Например, на улице Свердлова.
— Всем хочется ходить по улицам и видеть красивый город с понятными красивыми вывесками в одном стиле, чтобы это было цивилизованно. Но дело в том, что департамент архитектуры не согласовывает паспорта фасадов и вывески на объектах культурного наследия. Этим занимается Управление государственной охраны ОКН. На улице Свердлова практически все дома — объекты культурного наследия.
Раньше районные администрации и МКУ «Служба заказчика» имели полномочия штрафовать за вывески, которые не соответствуют эскизам и паспортам. Но в 2017 году изменился областной закон об административных правонарушениях. Сейчас администрация города не может выписывать штрафы. Мы можем только письменно уведомить собственника помещения о необходимости устранения нарушений правил благоустройства.
На многие здания в Екатеринбурге паспортов фасадов нет. То есть когда собственник приходит согласовывать вывеску, мы, как правило, просим разработать паспорт фасада, чтобы мы видели, что эта вывеска соответствует всем правилам и требованиям.
Про ДК «Химмаш»
— На какой стадии переговоры с застройщиком, который хотел снести ДК «Химмаш»? Удалось ли найти ему другой земельный участок?
— Переговоры в активной фазе, и уже найдены точки соприкосновения.
Про работу департамента за прошедший год
— Вы стали начальником департамента почти год назад. Как оцениваете свою работу?
— Я считаю, что департамент стал более эффективен с точки зрения взаимоотношений с застройщиками и гражданами, более открытым. Мы наладили сейчас выдачу градостроительных планов земельных участков: было 30 дней, теперь выдаем в течение 14 рабочих дней. Мы наладили работу с согласованием эскизных проектов.
Да, нам задают вопросы по утверждению проектов планировок. Но это связано с тем, что необходимо не просто строить жилье, должно быть комплексное решение задачи. Чтобы там были и дороги, и социальная инфраструктура. Все территории разные. Где-то можно быстро эти вопросы решить, а где-то действительно мы очень долго с застройщиками искали решения. И в большинстве случаев мы находим эти решения.
— У вас есть личный прием?
— Да, каждую неделю по четвергам с двух часов.