Со стороны Карла Либкхнета кажется, что в доме № 40 уже никто не живет. Света в окошках нет ни утром, ни вечером. Но, если попасть во двор, видишь, что жизнь в этом обреченном здании еще теплится: в единственном окошке в уголке на последнем этаже, в припаркованной у подъезда машине.
Елена Сергеевна Шелкова — последняя, кто остался в этом доме. Жильцы, устраивавшие большие дружеские чаепития против сноса, громко обещавшие, что ни за что не оставят свои квартиры, разъехались один за другим, получив выгодные предложения. Сама Елена Сергеевна в конце концов тоже согласилась продать квартиру — ей предложили около 18 миллионов рублей. Только женщина уверяет, что радости ей это не принесло.
После того как стало известно, сколько денег предложили Шелковой, она отказывалась общаться с прессой, но все-таки дала E1.RU небольшой комментарий.
— Как вы думаете, как я? Я собираю вещи со слезами на глазах.
— Почему? Все-таки предложение, которое вам в конце концов сделали, звучит весьма привлекательно.
— Да. Но я сказала, что не хочу отсюда уезжать. И тем не менее. Тем не менее...
— Чем вам так дорог этот дом?
— (с горькой усмешкой) Я здесь выросла. Здесь родились мои дети, здесь я вышла замуж. Здесь жили мои родители, заслуженные люди. А сами-то подумайте: такой дом, и его нужно ломать! Ради чего? Смысл? Что, в Екатеринбурге нет больше места, в котором можно строить? Извините, я больше не буду разговаривать на эту тему, потому что об этом уже 100500 раз говорили, и это ничего не дало. Извините.
Согласно договоренностям, съехать из квартиры она должна до 14 февраля 2020 года.
На днях Управление государственной охраны объектов культурного наследия опубликовало экспертизу о том, как будут сносить дом на Карла Либкнехта. Поскольку совсем рядом находятся два памятника архитектуры — филармония и Уральский государственный аграрный университет, — большую часть здания разберут вручную сверху вниз. Сначала демонтируют пристройки-переходы между зданиями, затем — семь гаражей, только потом приступят к самому дому.
— Работы производить ручным способом до уровня 2-го этажа здания, далее — методом полного механического разрушения без сохранения пригодных материалов краном и экскаватором-разрушителем. Близ существующих зданий — исключительно вручную, — говорится в экспертизе. — Использование ударных электро- и пневматических инструментов при демонтаже фундаментов не допускается.
На время работ дом огородят забором, установят строительные леса. Со стороны Карла Либкнехта построят крытую пешеходную галерею. При этом специалисты должны будут мониторить ход работ.
Изначально новый концертный зал филармонии, ради которого сносят дом, хотели строить на пруду — в виде куба, там, где собирались также разместить «храм на воде». Потом обсуждали площадку у кинотеатра «Космос». Но в конце 2017 года стало известно, что зал-полуторатысячник разместят ближе к «материнскому» учреждению — в саду Вайнера. А чтобы выбрать лучшую концепцию, объявили международный конкурс. В итоге победило бюро Захи Хадид.
В середине ноября новый зал презентовали на выставке в Питере. На его строительство выделили полмиллиарда рублей. Работы должны стартовать уже осенью 2020 года.