На площади Первой Пятилетки собрались около 200 человек — это жители частных домов Уралмаша, которые пришли, чтобы высказаться против сноса своего жилья. На месте, где стоят их дома, разрешили разрабатывать проект планировки, даже известен застройщик, который этим займётся, а это значит, что частный сектор может пойти под снос.
Митинг согласован, поэтому, переминаясь с ноги на ногу от холода, на площади дежурят несколько полицейских. По вытоптанной тропинке к толпе подходят и подходят люди с плакатами, а организаторы выстраивают их так, чтобы было видно все надписи: «Руки прочь от частной собственности», «Частники всея Руси, присоединяйтесь!», «Только с уважения к частной собственности граждан начинается цивилизованное государство».
В самом центре стоят два маленьких мальчика — девятилетний Миша и шестилетний Максим, укутанные в шарфы. Они тоже держат плакат «Не ломайте наш дом».
Первой на трибуну вышла организатор митинга — местная жительница Мария Кожевникова. Она обрисовала ситуацию и призвала отстаивать свои дома. Каждого, кто выходил после неё, люди встречали радостно, кричали «Ура» и «Мы не сдадимся».
— Мы ходили на приём к заместителю главы города Бирюлину, к уполномоченному по правам человека — у всех ответ один: «Частная собственность неприкосновенна, если вы не захотите, то вас никто не тронет». Но что-то всем этим людям, которые сегодня пришли, с трудом верится в такую законность, поэтому мы продолжаем бороться, — рассказала Е1.RU Мария Кожевникова.
Некоторые принесли с собой на митинг термосы с горячим чаем, а кто-то бегал за ним в соседнюю закусочную.
— Да разве это мороз? Нет, нас такая погода не пугает, — отпивая из домашней кружки чай, говорит Дамир.
Дамир — отец большого семейства, у него пять детей и переезжать из своего двухэтажного дома, он, конечно, не хочет.
— Я живу здесь уже больше 20 лет. Жили не тужили, а тут пришли и говорят: «Собирайте вещи и уходите». Ну как так? «Атомстрйкомплекс» вокруг меня уже все дома выкупил, я один остался. Они говорят: «Вот тебе миллион за сотку». А у меня земли немного — пять соток всего и пятеро детей, я не согласен с этим. У меня двухэтажный дом, гараж, баня...
Митингующие ждали Александра Высокинского, глав строительных компаний, которые, возможно, построят многоэтажки на месте их домов. Но их в толпе среди плакатов не было видно. Представители администрации — и районной, и городской — всё-таки пришли, правда, люди встретили их не очень радушно.
— Вы не обижайтесь, конечно, но нам бы хотелось увидеть первых лиц, застройщиков, желающих застроить участки. Пришёл бы Высокинский, не обломился бы, — сказала одна из женщин заместителю начальника главархитектуры Алексею Черноскутову. — Вы, понятно, вас вынудили — «идите и отдувайтесь за всех», хотя вы решения не принимаете, документы не подписываете, вы просто исполнители, а будете отдуваться за всех. Праздник провели, за наш счёт попили, поели и на всех, извините меня, положили. Толку, конечно, от вашего выступления не будет. Почему не пришли [первые лица], струсили, что ли? Им всё равно на народ — это неуважение, что первые лица сюда не пришли, они нас за людей не считают, мы для них никто.
Черноскутов сказал, что сейчас они занимаются утверждением генплана. А после Нового года мэрия ждёт инициативную группу — три-четыре человека, с которыми можно «обсудить все вопросы, связанные с генеральным планом». К чиновнику у людей было много вопросов, но замначальника быстро распрощался и передал слово другим.
Сильный мороз ещё не ударил, но, простояв на улице больше часа, люди замерзли и, подписав резолюцию, стали расходиться по домам. На прощание им играла патриотичная песня Газманова со словами: «Ах, как мы сможем победить, если нас легко купить? Как мы сможем побеждать, если нас легко продать».
Несколько кварталов в границах Достоевского ― Народного Фронта ― Уральских Рабочих ― Молодежи попадают в границы проекта планировки и межевания, а значит, на месте частного сектора через несколько лет могут появиться новенькие многоэтажки. Конечно, если проект и дальнейшую застройку одобрят. Разработкой документации занимается компания экс-главы Орджоникидзевского района Вячеслава Трапезникова «Астон. Екатеринбург».
Глава компании отмечает, что пока говорить о застройке этой территории преждевременно, но люди очень обеспокоены. Чтобы отстоять свои дома, они вышли на митинг.