Теплый пуховик, шапка и перчатки — видно, что японский архитектор Хироки Мацуура знает, чего можно ждать от погоды в России. Впервые он побывал здесь больше десяти лет назад, а сейчас часто прилетает сюда на работу. Хироки участвовал в конкурсе по разработке проекта для парка «Зарядье», а сейчас является главным дизайнером «Садов Сколково», кроме этого он читает лекции в архитектурных академиях Нидерландов, там у него своя компания.
К нам в город он прилетел на форум 100+ Forum Russia и после того, как закончилась его лекция, мы решили показать иностранному гостю несколько мест в Екатеринбурге, чтобы он посоветовал, как можно их улучшить.
Поскольку Хироки работает с зелеными зонами, то первым делом мы повезли его в Харитоновский парк, объяснили, что летом здесь очень уютно, но это место не совсем ухоженное. Припарковавшись на Вознесенской горке, под колокольный звон идем в парк.
— Зачастую в России парки содержатся не очень качественно и не очень хорошо, не хватает объектов для людей — лавочек, освещение плохое. В Москве, конечно, сделано многое в последнее время, они вкладывают очень много в это, — рассказал Хироки. — Это место у вас очень красивое, — показывая на пруд, сказал архитектор. — На мой взгляд, нужно сделать спуски к воде. Разные участки пруда можно обыграть по-разному — где-то построить пирс, где-то ступени к воде, на них можно будет летом загорать. Нужно предусмотреть места для зарядки телефонов на этих ступенях. И важно, чтобы парки в России были актуальны и зимой, для этого можно сделать какие-то кафе в парке.
Мимо нас прошел мужчина, который выгуливал двух собак, на что Хироки сказал, что в Нидерландах тоже есть проблема с выгулом — владельцы питомцев не очень-то дисциплинированы и не всегда убирают за ними. Это раздражает Хироки, ведь в его родной Японии с этим строго и все люди приучены следить за питомцами. Выйдя из парка, мы увидели, что по заснеженному тротуару едет велосипедист, японца это почему-то удивило.
— В Амстердаме велосипедисты главные и могут быть даже агрессивны, а в Японии дела с велодорожками обстоят еще хуже, чем у вас. Тротуары там уже, чем здесь, а велодвижение становится популярным. И сейчас власти забирают одну из автомобильных полос и отдают под велодорожки.
Хироки рассказал, что после того, как он прилетел и заселился в отель, он пошел гулять и одна вещь у нас в городе его очень сильно удивила.
— Вечером, когда я гулял по городу, то наткнулся на уникальную вещь, которую я больше нигде не видел — это остановочные комплексы с киосками. Это великолепная идея! Это привлекает людей больше пользоваться общественным транспортом, а еще в холодное время туда можно зайти погреться, и с точки зрения безопасности это тоже полезная вещь, — рассказал архитектор.
Следующий объект, который мы хотели показать (и немного попугать им) Хироки, — это старые деревянные дома на Стрелочников, но японскому архитектору они неожиданно понравились.
— Как правило, в деревянных домах комфортно жить — зимой тепло, а летом прохладно. Однажды я был в Иркутске, там много деревянных домов, которые хорошо содержатся, и я им говорил, что нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить эти дома. Сейчас строительная тенденция такова, что мы возвращаемся к дереву и строители смотрят на то, чтобы снова строить деревянные дома, в том числе и многоэтажные. Рано или поздно мы вернемся к этому, а у вас они уже есть. Конкретно эти здания мне кажутся более привлекательными и красивыми, чем то, что стоит через дорогу (серая кирпичная пятиэтажка. — Прим. ред.).
Уже уезжая от этих деревянных домов, мы рассказали, что это за большое и странное здание виднеется у вокзала. Небоскреб «Призма» показался Хироки уродливым и он солидарен с властями, которые судятся и пытаются признать его незаконным.
На прошлой неделе мы гуляли с итальянским урбанистом Федерико Паролотто. Он предложил революционные изменения — например, убрать парковку с площади 1905 года и сделать там общественное пространство. А перед этим архитектор из Турции Мелике Алтынышик попросила показать ей уральский конструктивизм. Она считает, что наши конструктивистские здания красивы, но находятся не в лучшем состоянии.