Эксперты изучили здание Уктусского аэровокзала на Ботанике, которое общественники просили признать памятником архитектуры. Они решили, что для этого нет оснований. Теперь здание могут снести и строить на его месте «золотой» автовокзал, как и планировали создатели «Гринвича».
Активисты сообщества «Реальные истории» отмечали, что аэропорт Уктус имел государственное значение в развитии гражданской авиации. Он был ключевым пунктом на основном магистральном маршруте от Москвы до Иркутска. Также общественники предполагали, что здание аэровокзала — единственное сохранившееся в России, построенное до войны по индивидуальному проекту.
Как рассказали Е1.RU в Управлении госохраны памятников Свердловской области, оценивали здание сразу несколько экспертных организаций. В итоге отрицательные заключения выдали Уральское территориальное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук, архитектурно-реставрационное объединение «Ордер», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры и Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия.
Положительное заключение выдал только Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, но его голоса оказалось недостаточно.
— Академия наук пишет о том, что здание аэровокзала планировочно не связано ни с существующей застройкой, ни с перспективой развития этой территории, — рассказала E1.RU начальник отдела правовой и организационной работы управления госохраны ОКН Евгения Игнатова. — Архитектура здания представляет собой далеко не лучший образец 30–50-х годов. Общий объем здания весьма утилитарен, украшен шестиколонным портиком с квадратными колоннами, не имеющими каких-либо стилевых признаков. Никаких интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит.
Эксперты отмечают, что территория бывшего аэропорта не сохранилась (в частности, летное поле), на его месте — жилые и административные здания. А само здание аэропорта — типовое, в котором нет ничего индивидуального. Своих исторических функций оно больше не выполняет, а музей (например, для популяризации истории развития отечественных авиаперелетов) в нем открывать не планируют.
Сроки строительства «золотого» автовокзала пока не называются. Но ради него уже снесли семь жилых домов, завод гражданской авиации и склады. Та же участь грозит и старому зданию аэропорта. В марте этого года мы гуляли по нему и рассказывали его историю.
Чью позицию вы разделяете?