Общественники попросили признать памятниками два здания недалеко от администрации Екатеринбурга — дом Иконниковых на Володарского, 5 и усадьбу Железовских на Володарского, 7. Но у них ничего не вышло: эксперты выдали отрицательное заключение.
Инициатором включения зданий в реестр стал председатель общественной организации «Общее дело» Вячеслав Бальцевич. Он объяснил E1.RU, что сделал это по просьбе других общественников, которые занимаются охраной старых зданий.
— Ребята сказали, что их не слышат, и попросили у нас помощи, — рассказал E1.RU Вячеслав Бальцевич. — Они нам объяснили, что это важно. Кому-то кажется, что эти домики в центре города мешают и лучше их снести. Их снесут, и на месте построят что? Какую-нибудь махину огромную. Неизвестно, что у нее будет с парковкой, как она повлияет на соседние здания. Я считаю, что у нас в городе и так немного зданий, над которыми можно поработать. Нужно сделать так, чтобы наши старинные домики приводили в порядок. Неужели нельзя привести людей в этот особняк, рассказать, какой купец в нем жил, какую роль сыграл в истории города? А теперь не признали эти здания культурным наследием — скорее всего, снесут и что-то построят. Ответ чиновников вызывает вопросы.
В Управлении государственной охраны объектов культурного наследия по Свердловской области пояснили, что отрицательные заключения выдали ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) и Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия.
— В ответе ВООПИК говорится, что здания не имеют декоративных особенностей. Это рядовая застройка Екатеринбурга конца XIX века, — рассказали в госохране. — Екатеринбургский центр это мнение поддерживает. В структуре квартала объекты занимали и занимают рядовое положение. Историческая жилая среда практически утрачена. Прилегающая территория застроена многоэтажными зданиями разного значения. По местоположению и масштабу эти дома не играют роли в системе архитектурно-пространственной композиции окружающей застройки. В решении главных фасадов использованы простые композиции со стандартным набором элементов. По объемно-планировочному решению особняки нельзя отнести к редким и уникальным сооружениям. Поэтому два отрицательных заключения.
В 2017 году в здании на Володарского, 7 был пожар, который переполошил половину города. Тогда градозащитник и общественник Олег Букин рассказывал историю этого дома.
Дом построил портной Павел Леонтьевич Вагин. В 1886 году, в августе, он направил соответствующее прошение с приложением планов в городскую управу.
— Усадьба Вагина была сквозной — через весь квартал до 2-й Богоявленской (Урицкого). Позже усадьба вместе с построенным Вагиным домом отошла Ивану Васильевичу Железовскому, — рассказывал Олег Букин. — Железовские тоже активно строились на усадьбе. Иван Васильевич по прошению от 1892-го построил флигелек, который еще пока стоит на Урицкого и никем сегодня не используется, кроме бомжей. Его дочь Лукия спустя восемь лет построила мезонин на деревянном доме на Второй Богоявленской (утрачен). В это время усадьба уже была разделена на две части. Железовские жили на половине, которая была со стороны Второй Богоявленской. А со стороны Первой Богоявленской (Володарского) жила мещанка Пелагия Егоровна Полякова. В 1896 году она построила баню на усадьбе. Вот вкратце сведения об этой усадьбе.
Сейчас общественники ждут решения экспертов о еще нескольких зданиях. Они просили признать памятником здание библиотеки во дворе Приборостроительного завода, бывший аэропорт Уктус на Ботанике и восемь зданий на Челюскинцев.
По вашему мнению, эти здания заслуживают звания памятников архитектуры?
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU