В Екатеринбурге осталось очень мало деревянных домов — памятников архитектуры. Каждый из них уникален. О некоторых известно практически всё, появление других окутано тайной. Мы собрали «деревянные сокровища» Екатеринбурга в одном материале. Практически все они находятся в центре города, а значит, вы с большой вероятностью их видели. Теперь узнаете историю.
Усадьба Агафуровых
Купцы Агафуровы жили в Екатеринбурге до революции 1917 года. Они построили в городе не только первую сеть универмагов с дисконтной программой, но и первые велодорожки.
Два купеческих дома находятся на улице Сакко и Ванцетти. Был еще третий, но он не сохранился. В первом, на Сакко и Ванцетти, 24, находится представительство Татарстана. Во втором, на Сакко и Ванцетти, 28, — музейный комплекс.
Семья Агафуровых была очень большой, и сейчас уже сложно определить, кто в каком доме жил. Они много помогали мусульманам, но при этом вели вполне европейский образ жизни. Их магазины знали не только в России, но и за рубежом. После революции Агафуровы уехали жить в Японию, а их имущество конфисковали. Дважды на территории их усадьбы находили клады.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Усадьба Филитц
Деревянный домик на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка и Энгельса построили в 1896 году. Жила в нем Эмма Федоровна Филитц, обрусевшая немка, вдова Эрнеста Фердинандовича Филитца, умершего за четыре года до строительства этого дома. Детей у супругов не было, и дом по тем временам считался небольшим.
И муж, и жена отлично умели варить пиво, и именно это занятие было их основной работой. В 80-х годах XIX века они построили собственный пивоваренный завод (на том месте, где сейчас зоопарк). Дело процветало, пока муж не решил без разрешения выпускать фруктовую воду. Эрнест Фердинандович не платил налоги и в итоге угодил под следствие. Эта история сильно подорвала его здоровье, он заболел брюшным тифом и скончался.
Эмма Федоровна осталась одна. И если вы подумали, что бизнесу пришел конец, то сильно ошиблись. Вдова стала настоящей акулой и вывела бизнес на новый уровень. И всё было хорошо до тех пор, пока правительство не ввело сухой закон на время Первой мировой войны.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Усадьба Елизарьева
Один из самых загадочных деревянных домиков находится на Белинского, 6б. Усадьба Елизарьева была построена в конце XIX века. Первый владелец, Григорий Елизарьев, был мещанином и владел еще одной усадьбой, ныне утерянной. И это, в общем-то, всё, что известно о доме до революции.
После Гражданской войны в доме поселился челябинский доктор Соломон Павлович Фридьев с семьей. Они были очень известны в квартале, поскольку каждое воскресенье давали концерты в большой комнате своего дома. Семья прожила в усадьбе до 1928 года и уехала. После них в доме Елизарьева жили инженеры «Уралмаша», но нельзя сказать, что их судьбы складывались счастливо. Большинство подверглись репрессиям, а дом в конце концов стал коммуналкой. В наше время в нем находятся офисы.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Дом Лебедева
Этот дом на Сакко и Ванцетти, 25 был построен в 1886 (по некоторым данным, в 1890-м) году. За свою историю он прошел путь от жилища успешного купца второй гильдии до советской коммуналки и заброшенных развалин.
Александр Селиванович Лебедев владел небольшой мануфактурой — модной мастерской. Он был гласным Екатеринбургской думы. Но прожил в новом доме недолго, в 1900 году скончался. После него у дома было несколько владельцев, но долго они не задерживались. В конце концов дом стал коммуналкой. А когда пришел в негодность, его бросили.
В последние годы дом Лебедева пустовал. Но недавно стало известно, что в нем откроют музей художника Виталия Воловича.
Подробная история дома и больше фотографий — по ссылке.
Дом Алексеевой
В доме на Толмачева, 41 жила первая супруга Дмитрия Мамина-Сибиряка — Мария Якимовна Алексеева. Он был построен в 1870-х годах. История любви знаменитого писателя и Марии напоминает бразильский сериал.
Дело в том, что Мария Якимовна была замужем за известным тогда нижнетагильским инженером Николаем Алексеевым. Но в 1877 году она познакомилась с Маминым-Сибиряком и завела с ним бурный роман. Закончилось всё тем, что Мария Якимовна ушла от мужа вместе с тремя детьми. Она купила дом в Екатеринбурге и поселилась в нем вместе с Маминым.
В гражданском браке Мария Якимовна и Дмитрий Наркисович прожили 12 лет, а затем он сбежал от нее в Петербург вместе с актрисой Марией Абрамовой. После этого Мария Якимовна продала дом.
После продажи дом пошел по рукам и, как многие другие усадьбы, стал коммунальной квартирой. А в 1996 году в него переехал музей «Литературная жизнь Урала XIX века».
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Дом Казанцева
Дом Казанцева стоит на углу улиц Энгельса и Гоголя. Он был построен в 1880-х. Первые владельцы здания неизвестны, а уже по данным 1889 года, здесь жил екатеринбургский мещанин Илья Петрович Казанцев — участковый пожарный староста.
В начале 1890-х годов усадьба перешла домовладельцу Сырчину, но обстоятельства неизвестны. Он расширил здание и превратил его в доходный дом. Одно время здесь снимал комнату революционер, который принимал участие в расстреле семьи Николая II.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, а затем дом превратился в коммуналку. В наши дни в здании находится музейный центр «Гамаюн».
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Дом на Пролетарской
Дом на Пролетарской — точная копия дома № 40 по улице Толмачёва, сгоревшего в 1980-х. Оригинал был построен в 1912 году и принадлежал присяжному поверенному (адвокату) Иванову. Однако уже через год он продал дом коллеге — присяжному поверенному Дмитрию Михайловичу Веселову. Веселов организовал при доме семейно-педагогическое общество, которое даже выпускало методические пособия. После революции дом стал коммуналкой, а затем в нем произошел крупный пожар.
В 1980-х годах начал создаваться Литературный квартал, и его работники попросили отдать им уникальное здание. В 1987 году они его получили, перенесли на новое место и начали восстанавливать. Эксперты считали это дело авантюрой, но реставрация успешно закончилась в 1993 году. Сейчас здесь музей.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Дом Бажова
Скромный одноэтажный дом на улице Чапаева, 11 принадлежал Павлу Бажову на протяжении всей его жизни. Хотя писатель поселился на этом месте еще до постройки собственного дома. До 1911 года здесь стояло здание, где Бажов снимал комнату, а затем его снесли. После этого Павел Бажов получил разрешение на возведение своего дома, взял кредит и приступил к строительству. Работы совпали с его женитьбой.
Во время Первой мировой войны и Гражданской войны Бажовы временно уехали к родственникам в Камышлов. А когда вернулись в 1923 году, обнаружили, что дом заняли квартиранты. С ними им пришлось жить около девяти месяцев, пока Бажов не добился выселения.
После смерти писателя в доме осталась жить его вдова Валентина Александровна. Затем она подписала дарственную и передала дом в распоряжение музея Бажова, который находится там по сей день.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
Усадьба Казанцева
Дом Казанцева на улице Октябрьской Революции построили в конце XVIII века. В нем жили простые рабочие люди-ремесленники: шорники, кузнецы, камнерезы. А к 1914 году дом выкупил Дмитрий Иванович Казанцев. Именно на территории этого дома он первый на Урале начал выращивать груши, яблони и сливы. За короткое время Казанцев смог создать морозостойкие сорта фруктов, которые были востребованы по всему Уралу.
Дмитрий Казанцев ушел из жизни в 1942 году, сад наследовали его жена и дочь. Они продолжали ухаживать за ним и проводить наблюдения, пока оставались силы. А затем решили передать педагогическому институту, надеясь, что ученые продолжат их дело. Это было ошибкой. В доме организовали общежитие, а сад забросили. Казанцевых перестали пускать на порог.
Последующая судьба дома была печальной: он горел, в нем жили бомжи. Хотя дом признали памятником, его хотели снести, но этому помешала дочь Казанцева, которая кинулась под колеса бульдозера. В конце концов она добилась того, чтобы в доме открыли музей имени Казанцева.
Подробная история и больше фотографий — по ссылке.
На прошлой неделе мы рассказывали про пять старых домов Екатеринбурга, по историям которых можно снимать кино.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU