Вокруг небольшого участка на Малышева — Воеводина давно ходят разговоры о застройке. Земля принадлежит УГМК, и еще в 2012 году был сделан проект застройки. Компания собиралась поставить там административный комплекс «Цветы», но в 2013-м были утверждены зоны охраны нашего памятника, а потому строить там пока нельзя.
Не так давно члены общественного научно-методического совета при областном управлении госохраны объектов культурного наследия проголосовали за сужение границ вокруг музея изобразительных искусств. Сам музей является памятником архитектуры, и директор Никита Корытин беспокоился, что застройка опасна для старинного здания. В защиту сквера выступил и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, он попросил губернатора Евгения Куйвашева изучить этот вопрос. По его словам, застройка может стать губительной для фундаментов и стен музея.
Переживали и общественники, они считали, что в городе могут уничтожить зелёную зону, которых и без того в Екатеринбурге немного. Но в выходные Анна Балтина из сообщества «Парки и скверы» опубликовала скриншот комментария УГМК, где официальный аккаунт компании отвечает, что застраивать эту территорию не будут.
— Никто ничего там не строит, на данный момент у меня другой информации нет, — подтвердил эту информацию Е1.RU Алексей Свалов из пресс-службы УГМК.
Между тем директор музея изобразительных искусств Никита Корытин считает, что окончательно ещё ничего не решено. Мы поговорили с автором проекта административного центра «Цветы» — директором фирмы «Алкута» и членом Союза архитекторов России Алексеем Куковякиным. Он рассказал, что новое здание не помешало бы существующему скверу.
— Когда мне дали такое задание на разработку, я специально прошёл там в новогодние праздники, в День города, и в эти дни центр города был забит мусором, а в сквере ни одной баночки не было. Там никого нет, и заниматься там нечем, — рассказал Алексей Куковякин. — Сейчас там припаркованы машины, люди ходят по разбитым лестницам. А мы хотели сквер восстановить и сделать его более комфортным, интересным, чтобы люди могли там останавливаться.
По проекту предполагалось сохранить павильон «Цветы» и сквер. Административный центр, который собирались строить, должен был занять 5 тысяч квадратных метров.
— Первый этаж — это сквер. Фасад был прорезан, чтобы деревья проходили сквозь него, — добавил Куковякин. — Зелёная зона здесь всегда была приоритетом. Мы хотели поставить сквер во главу угла, мы там ставили [рисовали] экраны, чтобы можно было организовать небольшой амфитеатр, чтобы небольшой ресторанчик или кафе можно было открыть. Пустой сквер не живёт, он должен быть чем-то наполнен. В комплексе «Цветы» хотели сделать сквер частично тёплым, а частично холодным. Были мысли объединить новое здание с музеем и сделать музейный комплекс.
Свободной земли между павильоном и торговым центром Limerance не очень много, но архитектор считает, что важно разумно использовать этот участок.
— Я был в Японии и видел высотное здание этажей в 60, оно по площади было в одну квартиру — просто лестничная клетка с лифтом и квартира. Сейчас такое же здание строится в центре Нью-Йорка на Манхеттене. Площадь должна быть рационально использована, для этого и существуют архитекторы, новые технологии и идеологии.
Куковякин объяснил, что несколько лет назад даже было получено разрешение на строительство, но работы остановили.
— Территория, которой обладал музей, раньше не предполагала охранных зон, вернее, они были в границах его участка. Был выдан ГПЗУ (градостроительный план земельного участка. — Прим. ред.), по нему был сделан проект, он прошёл экспертизу, получил разрешение на строительство, и после этого неожиданно появились охранные зоны. Как это может быть, если город выдавал градостроительный паспорт земельного участка без них? Этот вопрос у меня вызывает удивление. Будущее площадки в грамотном объединении исторических зданий, сквера и бизнеса. У музея в этом случае есть отличный шанс превратить площадку сквера в информацию, идеологию, пропаганду искусства, работающую в прямом контакте с молодежью, причем в любое время года и суток.
Проектом границ территории для музея занимался бывший начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия при Минкульте Юрий Курашов. Разработку границ территории музея ему заказало ООО «Актив» (согласно сервису «Контур.Фокус», 76% компании принадлежит Андрею Козицыну). Участок выделялся под застройку.
— То, что было разработано в 2013 году (границы территории. — Прим. ред.), не имеет координат, только описание, а у нас федеральный закон есть о регистрации всех объектов в государственном реестре, и там регистрируют только на основании координат. Сейчас у этого участка появились координаты, они были выверены и согласованы с Минстроем области и расположены по контуру объекта недвижимости. В 2013 году ещё не было требований к разработке границ территории, они появились только в 2016-м (на законодательном уровне. — Прим. ред.). Исторически это место бывших мясных рядов, и оно имело застройку вплоть до 250-летия города. Тогда на этом месте всё окончательно снесли, сделали зону почётной доски Ленинского района.
После того как утвердят границы территории (ориентировочно это произойдёт в июле), можно будет разрабатывать зоны охраны объекта культурного наследия. Сейчас они распространяются до улицы Малышева, но Юрий Курашов считает, что они здесь вообще не нужны, и строить на территории от торгового центра до павильона «Цветы» можно.
В ответ на переживания директора музея изобразительных искусств о том, что застройка может повредить памятнику, Курашов ответил, что «это чепуха».
— Сейчас не строят так, чтобы памятники трещали, — рассказал Курашов. — Понятие «Исторический сквер» есть только у нас в головах, есть некое подобие какой-то площадки, и всё. Я не вижу ничего страшного, если это место будет застроено и продлит красную линию улицы Малышева. Когда-то здесь предполагалась застройка с использованием площадей второго этажа — на втором этаже думали развивать картинную галерею.
Ранее мы рассказывали о планах УГМК снести здание Прибостроительного завода на улице Горького. Екатеринбуржцам оно знакомо прежде всего по надписи на крыше «Кто мы, откуда, куда мы идем». О судьбе здания в интервью E1.RU рассказал глава УГМК Андрей Козицын.
Фото: alkuta.com; Анна БАЛТИНА, Алексей КУКОВЯКИН / facebook.com; Маргарита ВЛАСКИНА / E1.RU; проектная документация
Карта: Анна РЫБАКОВА / E1.RU