От старых домов с общим туалетом в коридоре до башни «Исеть» меньше километра — десять минут пешком. Здесь, на Энергостроителей, до поры до времени жил своей жизнью квартальчик послевоенной застройки. На днях тут снесли двухэтажку, сейчас готовят к сносу ещё одну. По соседству с ними стоит ещё как минимум шесть таких же домов-панелек. Люди, живущие в них, немного с завистью смотрят на расселённый дом. Некоторые ждут, что их переселят, уже несколько десятков лет.
Когда мы пришли в этот квартал, у расселённого дома гулял мужчина, он живёт на Энергостроителей уже 37 лет.
— Наши дома хотели снести ещё в 1995 году, но видите — мы до сих пор здесь живём, — рассказал Александр. — Нам обещали до 2020 года всё снести. Вот этот дом строили в 95-м году и говорили, что нам в этом доме дадут квартиры. У нас в доме в 2002 году был пожар — старую проводку замкнуло, и мы до сих пор мучаемся. У нас была у «Космоса» квартира, там снесли и сюда перевезли.
Александр согласился показать свою квартиру. Пока идём до дома, спрашиваю, помнит ли он, как здесь в начале 2000-х снимали фильм «Змей».
— Я видел, как снимали. Тут много людей было, кое-кого из жильцов задействовали для массовки, съёмки шли два-три дня.
В квартире чисто, прибрано, и на лестничной площадке висит зеркало. На пороге в квартиру нас встречает жена Александра, она улыбается и приглашает в дом.
— Сыну было два месяца, когда мы сюда заехали, и мы уже тогда ждали сноса. Ему уже скоро 40 будет, а мы до сих пор ждём, — рассказала Валентина. — У нас соседи ещё в советские времена жаловались на то, что ремонт не делался. И там отвечали, что ремонт делать нецелесообразно: дома под снос. В итоге и не сносят, и не ремонтируют.
Идём в дом напротив — туда, где коридорная система. В подъезде темнота; в углу, напротив общего туалета (который находится в ужасном состоянии), в коробке спит кошка. Дверь нам никто не открыл.
Заходим в другой дом, и уже на первом этаже слышно, как этажом выше что-то громко обсуждают две женщины — витает этакий дух коммуналки.
Громкоговорящей женщиной оказалась 82-летняя Маргарита Фёдоровна, она завела нас на общую кухню и живо принялась рассказывать о том, как она следила за сносом, но сама переезжать отсюда не хочет — ей и тут хорошо.
— Нам сказали, что до сентября этого года должны все наши дома расселить, — рассказала Маргарита Фёдоровна. — Я не хочу уезжать, у нас хороший район, я здесь самая старая — ко мне все идут, кому картошечки, кому морковочки, у меня здесь все знакомые. Я приехала в этот дом в 1953 году из деревни в Курганской области. А эти дома построили в 1949 году, их пленные немцы строили (на самом деле нет. — Прим. ред.), кругом стояли бараки, а эти домики такие хорошие были. Раньше только холодная [вода] была, а потом горячую сделали.
В этом же доме Маргарита Фёдоровна познакомилась со своим мужем, и они стали жить вместе.
— Нас с мужем свели, он мне не нравился. Он из армии только пришёл. С 1957 года я живу на этом этаже, а в 1958 году у нас сын родился.
По словам женщины, большинство жильцов в её доме снимают комнаты. Снять комнатушку здесь можно за 6 тысяч рублей в месяц.
По словам Маргариты Фёдоровны, когда-то она читала в газете, что здесь собираются строить развлекательный центр. Территорию будет осваивать «Брусника», но они не торопятся делиться планами.
— В рамках действующего договора развития застроенной территории, а также по поручению администрации города «Брусника» приступила к сносу отселённых ранее аварийных домов на улице Энергостроителей, — рассказали Е1.RU в пресс-службе компании. — Дальнейшие планы по освоению территории можно будет озвучить после утверждения проекта планировки.
Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков предполагает, что эти дома возводили для строителей, которые занимались объектами энергетики.
— Эти дома — первый эксперимент панельного домостроения, — рассказал Е1.RU Евгений. — Берёзовский завод строительных конструкций после войны экспериментировал именно с панельным домостроением. Завод сотрудничал с предприятием «Уралэнергострой», и первые дома такого типа появились на нескольких объектах, связанных с энергетикой. Первый дом был построен в Берёзовском, а такие панельные двухэтажки начали появляться в Среднеуральске. В Свердловске, насколько мне известно, эти дома строили в трёх местах — на улице Электриков на Эльмаше, на Энергостроителей и два дома в Пионерском посёлке. Эти дома являются одной из ступеней жилищного домостроения — в какой-то мере их можно считать памятником. Потом из этих экспериментов разовьётся всё панельное домостроение.
Житель Екатеринбурга Дмитрий Макеев в своём ЖЖ также рассказывал об этих домах.
«Свердловские архитекторы Потапов и Ростковская начали опыты по изготовлению железобетонных панелей крупного размера, — писал Макеев. — Разумеется, сама идея панельного домостроения не была оригинальной. К тому времени строительство панельных домов велось в Германии, скандинавских странах. В 1936 году Потапов и Ростковская получили авторское свидетельство на проект здания из сборных железобетонных конструкций. Первые опытные образцы панелей были изготовлены в 1938 году на полигоне УЗТМ. В 1944 году Наркомат электростанций озаботился проблемой отсутствия жилья у своих работников. Требовалось в короткие сроки возвести большой объём жилья, в связи с чем и вспомнили об идее сборного железобетонного домостроения».
Как пишет Макеев, в июле 1944 года начальник Главуралэнергостроя издал приказ об организации завода по изготовлению строительных конструкций и деталей. Строительство завода началось в августе в городе Берёзовском, к маю 1945 года были изготовлены первые панели. А первый дом был собран в декабре 1945 года.
Мы рассказывали историю соседней с Энергостроителей улицы — Кренкеля. Там сохранился лишь один двухэтажный дом, который хотели снести, но в итоге капитально отремонтировали. Прошлой зимой мы гуляли по уютному «немецкому» кварталу, который притаился во Втузгородке.
Фото: Максим ВОРОБЬЁВ / Е1.RU