Несмотря на закон, по которому застройщик обязан сдать квартиру без дефектов или устранить их за свой счёт, у объекта в новостройке могут обнаружиться кривые стены, некачественные окна и прочие недочёты. Однако многие дольщики готовы принять жилплощадь в любом состоянии, лишь бы поскорее въехать и поменьше возиться с документами. Почему не стоит мириться с дефектами, как правильно принять квартиру и получить компенсацию, читайте в материале N1.RU.
После того как дом вводится в эксплуатацию, застройщик приглашает дольщиков по почте или телефону на просмотр квартиры. Также можно подписаться на группу застройщика в соцсетях, чтобы оперативно узнавать информацию.
Что брать на встречу с застройщиком
Процесс приёма квартиры проходит в два этапа. Сначала вы сверяете документы с застройщиком в офисе, а затем осматриваете квартиру. Если всё в порядке, то подписываете акт, и приёмка завершена. Если же вы обнаружили недочёты, необходимо составить претензию. После этого застройщик обязан устранить дефекты и пригласить вас на повторную приёмку.
«На первом этапе должны присутствовать все дольщики, с которыми заключён договор. С собой необходимо иметь паспорт, а также договор долевого участия, где прописано, что должно быть в передаваемой квартире. Если клиенты обнаруживают какие-либо недостатки, они фиксируются в акте осмотра», — поясняет коммерческий директор «Группы ЛСР» на Урале Руслан Музафаров.
Если дольщики проживают в другом городе, можно оформить доверенность у нотариуса. Тогда доверенное лицо сможет принять квартиру.
На второй этап приёмки необходимо взять несколько предметов:
1. недорогой электроприбор (чтобы проверять розетки и напряжение электричества);
2. фонарик;
3. мел (чтобы обводить недочёты);
4. рулетку, уровень и правило (чтобы измерить площадь комнат и кривизну стен).
Если у вас нет времени на приёмку лично либо вы хотите, чтобы вашу квартиру посмотрели профессионалы, стоит обратиться в специальные службы строительно-технической экспертизы.
«Приёмка квартиры нашими специалистами обычно занимает 40 минут. Заказать услугу можно за день до самой процедуры. Работник приезжает на объект с инструментами: рулеткой, правилом, угольником, лазерными дальномером и нивелиром, а также газоанализатором, тепловизором и индикатором радиоактивности. Стоимость такой услуги 4 000 рублей для квартир любой площади», — рассказывает директор ремонтно-строительной компании «Урал Трейд Сервис» Алёна Горбунова.
Что проверять в квартире
Помимо квартиры, застройщик обязан сдать в надлежащем состоянии и помещения общего пользования. По закону, у застройщика нет обязательств сдавать вам двор, но подъезд должен быть в надлежащем виде. Особое внимание стоит уделить лифту, электрощитовой и тепловому узлу.
Если ваша квартира находится на первом или последнем этаже, обязательно осмотрите технические помещения. Ведь если после приёмки выяснится, что протекает крыша или в подвале сырость, вы ничего не сможете предъявить застройщику. Все дефекты придётся устранять своими силами и средствами.
При осмотре квартиры ещё раз изучите договор долевого участия. Обычно всё, что обязан предоставить застройщик, указано в пункте «Характеристика объекта» раздела «Предмет договора». Обратите внимание на входную дверь, окна, стены, потолки и пол. Также стоит тщательно проверить коммуникации.
Чтобы сверить площадь квартиры, сделайте крупную копию плана квартиры из ДДУ. Длину и ширину помещения измеряйте вдоль стен на уровне пола.
Как получить неустойку за задержку в передаче квартиры
В ДДУ прописывается, сколько времени есть у застройщика на передачу квартиры. Если сроки сорваны, дольщик получает право на неустойку. Там же обычно указывают и срок, в течение которого вы должны принять квартиру. Он отсчитывается с момента получения уведомления от застройщика о вводе дома в эксплуатацию. В акте приёма-передачи обязательно должна стоять фактическая дата приёмки. Так в случае срыва сроков вы гарантированно получите неустойку.
Недочёты, которые вы заметили в ходе приёмки, необходимо прописать в дефектном акте. Этот документ заставит застройщика привести в порядок объект или выплатить компенсацию. Акт должен быть подписан представителем застройщика и оформлен текущей датой. Рекомендуется сделать копию дефектного акта для себя, он вам пригодится при вторичной приёмке.
Чтобы получить неустойку, напишите застройщику претензию в двух экземплярах. Компания обязана письменно ответить на неё в течение десяти дней. На практике в таких случаях представители застройщика пригласят вас в офис, чтобы побеседовать и обсудить компенсацию за просрочку. Перед такой встречей просчитайте заранее, какую сумму можете получить.
Неустойка за просрочку передачи объекта недвижимости дольщику рассчитывается по формуле: неустойка = цена договора х количество дней просрочки х ставка рефинансирования ЦБ.
Если вам удастся договориться с застройщиком о компенсации, стоит подписать соглашение о досудебном урегулировании спора. В нём необходимо указать сумму неустойки и срок её выплаты. Если договориться с застройщиком не удалось, обращайтесь в суд.
В каких случаях нельзя подписывать акт
Перед приёмкой вы должны понимать, что большинство застройщиков сдают объекты с недочётами. Однако на стороне дольщика три закона: «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс. Все дефекты объектов разделяют на два типа: существенные и несущественные.
К существенным дефектам относятся те, при которых невозможно жить в квартире: неработающие коммуникации, дыры в стенах, сломанные входные двери. Если в квартире есть хотя бы один существенный недочёт, не подписывайте акт приёма-передачи до тех пор, пока застройщик не исправит недостатки.
Несущественные дефекты — те, которые не препятствуют проживанию в квартире: неровные стены, царапины на окнах и прочее. При таких недочётах вы можете подписать дефектный акт и обязательно — акт приёма-передачи.
Если вы обнаружили дефекты уже после подписания акта приёма-передачи, ничего страшного. Существует гарантия сроком три года на всё инженерное оборудование: трубопроводы, систему отопления и вентиляцию. Поэтому вы можете написать застройщику претензию позже.
Как исправляют дефекты
Зачастую застройщики предпочитают самостоятельно исправлять недочёты вместо того, чтобы компенсировать дольщику затраты на ремонт. По закону, компания должна устранить дефекты «в разумный срок», однако конкретное время не уточняется. Поэтому взвесьте ситуацию: может, какие-то недочёты вам проще и быстрее устранить самостоятельно.
«Конкретный срок устранения замечаний назвать сложно: всё зависит от выявленного недостатка. Застройщики сами заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее передать квартиру клиенту, ведь застройщик до момента подписания акта приёма-передачи оплачивает коммунальные платежи, а если квартира готовая, то ещё и налог на собственность», — рассказывает Руслан Музафаров.
Если вы не подписали акт приёма-передачи, застройщик сам договорится с подрядчиками. Рабочие возьмут ключи и исправят недочёты. Как только всё будет готово, застройщик пригласит вас на повторную приёмку. В том случае, если акт приёма-передачи подписан и ключи у вас на руках, застройщик согласует с вами время ремонтных работ.
Помните: по закону застройщик даёт гарантию на дом — пять лет и три года инженерное оборудование. Если вы обнаружите недочёты после приёмки, не стесняйтесь обратиться к застройщику, чтобы он исправил дефект.
Фото: N1.RU, depositphotos.com