Жильцы пятиэтажного дома на Карла Либкнехта, 40, который стоит едва ли не напротив Храма-на-Крови, узнали, что их дом собираются сносить ради нового концертного зала филармонии. О том, что его хотят разобрать по камушкам, людям никто не сообщил: они узнали это от журналистов. Поэтому именно нас и пригласили к себе домой, пока здание еще стоит.
В уютном небольшом дворе нас ждут несколько жителей. Некоторые смотрят недоверчиво и просят сфотографировать дом и сад Вайнера так, чтобы это не казалось забытым и оставленным местом.
— У нас хороший дом, износ всего 28%, — начинает говорить встревоженная женщина. — Все коммуникации у нас заменены полностью в 2004 году, крышу тоже меняли. Дом 1959 года, но он очень качественно построен.
В проекте, который опубликован на сайте мэрии, есть два варианта, как будет построен новый зал филармонии на 1950 мест. И в том и в другом прописано, что дом № 40 лучше снести. На картах проекта дома нет, на его месте новый зал каплевидной формы. К нему под Карла Либкнехта проходит подземный пешеходный переход, а часть сада Вайнера занимает входная группа и здание.
— Мы всё узнали из СМИ, — рассказывает житель дома Антон Шелков. — До этого из администрации филармонии к нам приходили и предлагали выкупить квартиры. Они купили пять квартир, а остальные им отказались продавать, а хотели ещё больше выкупить, они хотели гостиницу здесь делать. Конфликт у нас нарастает, нам сказали, что мы здесь жить не будем.
Война между жильцами и филармонией началась ещё в 2016 году, когда возводили новое административное здание. Но тогда жильцы пришли к мирному договору: уступили часть земли и договорились, что филармония благоустроит двор. По словам жителей, благоустройства они ждут до сих пор.
— Если этот зал нужен, то его ведь можно поставить в любом месте. В городе достаточно много зданий, которые недостроенные, — возмущается председатель совета дома Елена Шелкова. — Зачем нужно ломать прекрасный дом, чтобы выполнить прихоть, по сути дела, одного человека, который захотел сделать рейдерский захват земли? Сносить наш дом — это неэкономично и бесхозяйственно.
Лариса Сергеевна живёт в этом доме уже 35 лет. Ей 70, а мужу 72. Она показывает свою квартиру, торопливо включая в комнатах свет. Говорит, что здесь сделали всё под себя, вложили немалые средства и отдавать квартиру не готовы ни за какие деньги.
— В 1982 году мы обменяли эту квартиру и приехали сюда из Нижневартовска, там мы осваивали Самотлор. В то время нам дорого досталась эта квартира, — рассказала Лариса Сергеевна, показывая квартиру. — У меня муж заслуженный авиастроитель, и мы здесь живём 35 лет. Он мне сказал, что он из этого дома никуда не уедет. Когда строили это здание (новый пристрой филармонии), один сосед у нас ушёл от инсульта, другой от инфаркта, так вот они, может, нас так же доведут. Он отдал военной промышленности 30 лет, а теперь он должен быть выброшен из своего дома? Куда нас теперь — на свалку? Дайте спокойно дожить.
В доме 32 квартиры. Кто-то живёт здесь всю жизнь, кто-то заехал в прошлом году. Пустить ситуацию на самотёк жители не собираются — готовят письмо в прокуратуру, администрацию и хотят записаться на приём к директору филармонии Александру Колотурскому. В самой филармонии соседям говорят, что никакого сноса не планируется — они при нас звонят заместителю директора Нине Воробьёвой, и женщина отвечает, что филармония на месте дома ничего строить не собирается, а откуда журналисты взяли эту информацию, ей неизвестно.
Мы тоже обратились за комментарием в пресс-службу Свердловской филармонии, но там нам объяснили, что давать комментарий может только директор, а он пока что отсутствует.
— Сейчас может быть так: если они купят контрольный пакет квартир, то они смогут диктовать нам любые условия, — говорит Иван Светлаков. — Как в Москве при реновации. Скажут, что большинство приняли решение о сносе дома, — и всё, снесут. Обидно, что всё уже решено и простых людей никто не спрашивает.
Сейчас идут общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания этой территории. По новым правилам, участвовать в общественных обсуждениях можно на сайте обсуждения.екатеринбург.рф. Высказать мнения по этому проекту можно до 23 октября. Как это сделать, читайте здесь.
Первая конкретика относительно этого проекта появилась, когда глава администрации Александр Якоб совершал объезд Кировского района. В генплане квартала Карла Либкнехта — Клары Цеткин — Тургенева — Первомайской, который рассматривали чиновники, был схематично нанесён новый зал на месте жилого дома.
Изначально концертный зал хотели строить даже на пруду — в виде куба, там, где собирались также разместить Храм-на-воде; потом обсуждали площадку у кинотеатра «Космос». Но в конце 2017 года стало известно, что зал-полуторатысячник разместят ближе к «материнскому» учреждению — в саду Вайнера. А чтобы выбрать лучшую концепцию, объявили международный конкурс.
Фото: Максим ВОРОБЬЁВ / Е1.RU; Яндекс.Карты
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU