«Самое красивое здание Екатеринбурга», «похож на Кремль», «главная архитектурная жемчужина» города — после того как усадьбу Железнова решили превратить в бутик-отель, екатеринбуржцы завалили соцсети одами об этом здании.
Старинная усадьба действительно приковывает взгляд. Когда проходишь мимо, то хочется остановиться и поразглядывать кирпичный дом. Попасть внутрь непросто, усадьба сейчас пустует и закрыта. Совсем недавно, до 2013 года, здесь находился Институт истории и археологии.
«Подвалы там огромные. Внутри частично сохранилась оригинальная отделка с лепниной и изразцовыми печами, — вспоминает историк Сергей Соколов. — Состояние некоторых комнат было плачевным на момент, когда я там защищал диссертацию. Сад тоже в запущенном состоянии. Дом, пожалуй, является одной из главных архитектурных «жемчужин» Екатеринбурга, из дореволюционных памятников — точно мой самый любимый. Конечно, ему нужен хозяин, институт выехал оттуда уже давно, а длительно пустующие здания, как известно, приходят в упадок быстрее. Но бутик-отель?! Планировка здания внутри — сложная, оно строилось скорее как дворец, с трудом представляю, как из него можно сделать доходный дом. Цокольный этаж опять же не то чтобы очень привлекателен для проживания».
«Это самое красивое, по-моему, здание в Екатеринбурге. Удивительная архитектура! Очень редкий для нашего города образец неорусского стиля конца XIX века. Исторический музей на Красной площади построен в таком же стиле. Кирпич уложен настолько филигранно, что создается ощущение резьбы по дереву. Столько ярких мелочей... Башенки, флюгер, кованые ограды, тесаный камень на ступенях и на тротуаре перед зданием... Интерьеры тоже потрясающие», — написал пресс-секретарь СКБ-банка Андрей Ермоленко. — Я много времени там проводил в своей студенческой молодости и позднее — в Институте археологии УрО РАН. Натурально, и внутри и снаружи — ощущение какого-то дворца. Огромные залы, паркет, лепнина, камины, чугунное литье, огромной толщины стены, сводчатые потолки... И всё это с десяток лет назад было в отличном состоянии.
Усадьбу построили больше ста лет назад по проекту архитектора Александра Турчевича — так указано в паспорте дома, хотя есть сведения, что проект создавал архитектор Юлий Дютель. Интересно, что по проекту Турчевича создавался собор в Пермском крае, в городе Оса. Если сравнивать эти два объекта, то видно, что это рука одного мастера — здания даже чем-то похожи.
«Усадьба Железнова расположена на бывшей улице Златоустовской, застройка которой в течение второй половины XIX века сложилась как район сосредоточения усадеб и особняков состоятельных владельцев», — указано в паспорте дома.
В Управлении госохраны объектов культурного наследия Свердловской области Е1.RU рассказали, что заказчиком дома был Алексей Казанцев — почётный гражданин, он купил этот участок на аукционе в 1891 году у разорившегося золотопромышленника Харитонова. Алексей Железнов, чьё имя сейчас и носит усадьба, заехал туда вместе с семьёй в 1905 году.
«Железнов работал в акционерном обществе «Б. И. Виннер», которое занималось производством и торговлей взрывчатыми веществами. В 1884 году он открыл склад динамита в Нижнем Тагиле, в 1891 году основал филиал в Миассе, в 1909 году такая же торговая фирма появилась в Екатеринбурге», — указано на сайте «Забытые имена Пермской губернии».
Жену Железнова звали Марией, по легенде, она была красавицей, но страдала клептоманией. Одна из главных городских легенд про усадьбу — что по дому ходит белый призрак женщины — та самая Мария, жена Железнова.
Как рассказал историк Владимир Микитюк, у Железновых было три сына и дочь. Жена умерла ещё до революции — в Екатеринбурге, а Алексей Железнов вместе с детьми уехал в Сибирь и в начале 20-х годов там скончался. Про детей практически ничего не известно, одного из сыновей привезли в Свердловск и в 1937 году расстреляли.
После того как семья уехала в Сибирь, усадьбу использовали как школу для детей-инвалидов. Во время Отечественной войны в этот дом эвакуировали из столицы астрономический институт имени П. К. Штернберга (ГАИШ). В подвалах здания размещались хронометры Службы точного времени. Именно отсюда в военные годы вся страна узнавала, сколько сейчас времени. Во время войны из старинного доходного дома в Екатеринбурге вещал Левитан, историю дома можно прочитать здесь.
В паспорте здания сказано, что красивые наличники в форме арок повторяют мотив кокошников.
«План дома компактен, расположение помещений и связи между ними хорошо продуманы. Главный вход с улицы ведёт в парадный вестибюль с лестничным маршем. С вестибюлем связаны три помещения, главное из которых — зал слева от вестибюля, примыкающий к уличному фасаду», — указано в документах, которые хранятся в Музее истории Екатеринбурга.
В документах указано, что формы декоративного убранства не соответствуют «русскому стилю», в котором выдержано общее композиционное решение дома. Большинство декоративных деталей заимствованы из стиля барокко. Уникальный образец усадебного дома в «русском стиле» не имеет аналогов жилой архитектуры на Урале.
Неделю назад Евгений Куйвашев подписал распоряжение о передаче памятника компании «СтройИнвест», но право собственности на объект будет принадлежать государству. По условиям концессионного соглашения, в реконструкцию здания инвесторы вложат около 380 миллионов рублей. Соглашение рассчитано на 30 лет. Инвесторы должны будут сделать ремонт, чтобы сохранить объект. Соглашение должны подписать 8 февраля, а ключи инвестору передадут после 20 февраля.
— Это яркий представитель краснокирпичного стиля, здания такого стиля можно найти в Ирбите — это представитель конца XIX века, — пояснил Е1.RU архитектор Эдуард Кубенский. — Это очень хорошее здание, будет жалко, если мы его потеряем, это столичный подход, в Москве есть похожие, и Екатеринбург должен гордиться, что у нас есть такое здание. Здесь можно было бы разместить посольство, например, в Москве посольство Франции находится в похожем здании.
Сделать здесь бутик-отель, по мнению Эдуарда Кубенского, будет проблематично, поскольку в здании большие залы, а для отеля нужны комнаты. Кубенский отметил, что усадьба Железнова по стилю чем-то напоминает проект Храма-на-воде, создатель этого проекта, Михаил Голобородский, с этим согласен.
— Для Екатеринбурга усадьба уникальна, здесь очень хорошо выверена архитектурная композиция, использование декора — она спроектирована хорошим пермским архитектором, — пояснил Е1.RU архитектор Михаил Голобородский. — Было несколько реставраций, но они её нисколько не испортили. Наличники в форме кокошников — это элемент декоративного стиля, пришедший из культового зодчества XVII века.
В Екатеринбурге примеров в таком стиле практически нет, раньше был храм на Ночлежной площади, сейчас это площадь Обороны.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; Музей истории Екатеринбурга; enc.permculture.ru; moskva.go2all.ru