Наверное, у каждого дома, который сменил не одно поколение жильцов, есть свои легенды и байки. У двух домов, которые стоят на перекрёстке Верх-Исетского бульвара и улицы Крылова, за 65 лет существования историй накопилось немало.
Мы решили рассказать историю этого дома, причём историю, которую поведали сами жильцы. Мнения и факты людей расходятся, но в этом и прелесть баек и легенд.
Дома, которые появились здесь в 1953 году, составляют комплекс и являются памятниками архитектуры, их спроектировал архитектор Моисей Рейшер. Дом № 20 с колоннами, лепниной, узорчатыми балконами, а главное — с красивой верхней парадной частью — выходит прямо на перекрёсток.
Заходим в один из его подъездов. Лестница по кругу уходит вверх, а в центре на первом этаже стоит ёлочка. По словам местных жителей, подъезд украшает бывший дворник, который живёт в полуподвальном помещении.
На втором этаже стучимся в квартиру, дверь открывает девушка по имени Евгения.
— Мы живём здесь года четыре, поэтому особо ничего не знаем, знаю, что дом строился для верхушки Верх-Исетского завода, — пояснила Е1.RU местная жительница Евгения. — Недавно сюда приезжала внучка архитектора Рейшера из Москвы, она фотографировала подъезд.
Поднимаемся этажом выше, в будний день практически все на работе, так что достучаться до жильцов сложно. На четвёртом этаже дверь открыла пенсионерка, она попросила не фотографировать и не называть её имени.
— Раньше дом принадлежал Верх-Исетскому заводу. Здесь были коммунальные квартиры в основном, — пояснила женщина. — Я слышала, что его строили немецкие пленные для городских чиновников. Потом по какой-то причине они отказались, и дом отдали заводу, а здесь уже завод распределил.
Женщина переехала сюда в 1986 году из коммуналки.
— Соседний дом строился для прислуги, я слышала, — добавила женщина. — Раньше жили более дружно, может, потому что коммуналка была, может, потому что все с завода были и все друг друга знали.
В конце разговора женщина вдруг занервничала и быстро попрощалась, сказав, если что-то случится с их домом, то виноваты будем мы. Неприветлив оказался и сосед из квартиры напротив.
На последнем этаже есть только одна квартира — из неё можно попасть на небольшой шестой этаж, про который тоже ходит отдельная байка. Один из местных жителей рассказал, что, поскольку дом строили пленные немцы, то козырёк дома сделан в виде немецкой фуражки. Историки к такой версии относятся скептически.
Попасть на этот козырёк нам не удалось — не пустил молодой человек, который сейчас живёт в этой квартире.
— Да не пустит он вас, и прошлые бы жильцы вас туда не пустили, — пояснила местная жительница.
Кстати, мы рассказывали про этот парадный подъезд.
На улице мы встретили молодого человека, который гулял с собакой, он рассказал, что их подъезд такой один на весь дом — изначально в центре планировался лифт, но его так и не сделали.
В доме № 18 два подъезда обычные, а два с коридорной системой. Сначала звоним в дом с обычными лестничными площадками на четыре квартиры. Здесь относятся более приветливо — хозяева квартиры на первом этаже даже пригласили в квартиру.
— Вы проходите, проходите, — зовёт к себе Владимир Зильберман. — Я точно могу сказать, что этот дом строила организация «Уралдомнаремонт», я там работал, и отец у меня там работал.
— Говорят же, что пленные немцы строили?
— Нет, я даже знал людей, которые своими силами этот дом возводили. В советское время это была огромная организация, которая занималась ремонтом металлургического оборудования, доменных печей.
— То есть, история о том, что это ВИЗовский завод строил для своих рабочих, тоже неверна?
— Вот в 20-м доме жили ВИЗовские ребята, возможно, что это завод и строил.
Владимир живёт в этом доме всю жизнь, правда, сначала ему дали комнату в подъезде с общим коридором. Третий подъезд по-общажному колоритен — с общим туалетом, выброшенной ёлкой в коридоре и пепельницей у каждой двери. По лестницам гуляют кошки.
Стучимся, как говорится, наобум, в одну из комнат. Открывает приветливая женщина и зовёт в свою квартиру площадью в 20 «квадратов».
— Жильё муж получил, он работал в организации «Уралдомнаремонт», сейчас я её хочу продать, у меня здесь свой и туалет, и душ, места мало, но зато всё своё, — показывая квартиру, рассказала Татьяна.
Татьяна Ивановна живёт здесь 38 лет, здесь она вырастила двух сыновей, а сейчас они купили ей квартиру в новостройке, и женщина ждёт переезда.
Мы побродили ещё по сонному общажному коридору и погуляли вокруг дома.
Напомним, мы не раз рассказывали вам про уникальные дома Екатеринбурга. Мы уже изучали усадьбу Рязанова, которая находится за цирком возле синагоги. Гуляли по жемчужине конструктивизма, где находятся квартиры-ячейки. А в сентябре 2017-го смотрели на старый завод в центре Екатеринбурга, где плавили золото и куда каждый день звонил Берия. Про другие уникальные дома можно прочитать здесь.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; okn.midural.ru
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU