Найти деревянный дом-памятник с улицы Татищева, 57 не так просто. Даже навигатор по адресу Синяева, 58 почему-то уводит не туда. Бревенчатый домик переставили на новое место из-за расширения дороги к чемпионату мира по футболу. Дом разобрали и собрали, как конструктор «Лего», заменив повреждённые брёвна.
И теперь он стоит на углу улицы Синяева и несуществующего ныне переулка Полежаевский, по которому сейчас разворачиваются трамваи к площади Субботников. По соседству здесь же восстанавливают храм на улице Кирова, 65.
Дом реставрировали 7 месяцев, а сейчас он почти готов. Осталось немного работ по внутренней отделке, доделать входное крыльцо и все окна украсить наличниками. Мы своими глазами посмотрели, как идут работы.
Как рассказал директор строительной фирмы «НПА-Профиль» Альберт Назипов, которая занимается реставрацией домика, свою работу они должны закончить к концу этого года. У дома остались родные стены, бутовая кладка (камни в нижней части дома), окна по внешнему периметру. Пришлось заменить крышу и изношенные брёвна.
— По смете было заложено новое бревно, но мы нашли старый сруб XIX века, согласовали всё с проектировщиками и использовали его. Привезли и смонтировали. Где-то 50 квадратных метров мы заменили: «родные» брёвна были сильно изношены. Сохранили бутовую кладку, — рассказал Альберт Назипов. — Сейчас внутренняя отделка почти выполнена, занимаемся наружной облицовкой, устанавливаем обналичку. Потом останется выставить забор по периметру.
Рабочие рассказывают, что дом собирали из родных 12-метровых брёвен, таких сейчас не достать. Заказывали МАЗ, который перевёз древесину на новое место. Развернуться такой махине в плотной ВИЗовской застройке было не так просто.
Внутри дома из «ценностей» рабочие нашли старый сундук и вырезки из газет начала ХХ века. Поверх брёвен в доме были поклеены в несколько слоёв обои, а внизу были газеты.
Как будет использоваться дом-памятник, пока решается. Внутри монтируются охранная и пожарная сигнализации, идёт обшивка деревом. Никаких обоев. Для отопления в доме будут использовать конвекторы (раньше была печь). Под них уже провели электричество.
— Когда приходил общественник (Олег Букин. — Прим. ред.), сруб был ещё не готов. Шёл момент сборки, и даже не стояли оконные колодки, которые потом выправили стены. Сейчас всё ровно. Понятно, что в процессе работы не всё было гладко. Сейчас стены выровнены, отконопачены, обработаны. Сами видите, — говорит Альберт Назипов. — Планировку в доме создали проектировщики, а мы её воплотили. Физически мы до конца года закончим наши работы, а там уж как его примут.
Напомним, ранее общественник Олег Букин раскритиковал перенос дома-памятника. По его словам, дом стал заваливаться вправо, везде виднелись неровности и прорехи. Сам деревянный одноэтажный дом с хозяйственными постройками и воротами является образцом деревянной застройки Верх-Исетского посёлка начала XX века с элементами декора в стиле модерн.
На вопрос, какие работы были самыми сложными, наш экскурсовод отвечает: «Все!»
— Деревянное зодчество, оно само по себе необычное. Мы работаем с ним седьмой месяц, это сжатые сроки (обычно по хронологии это 6–12 месяцев). Но мы работы приостанавливали одно время. Много было согласований, как обычно бывает в таких случаях. Это второй дом, который мы перенесли. Наша компания занималась подобным в Салехарде. Считаю, что получилось неплохо, — пояснил Альберт Назипов.
Посмотрите на маленький домик с высоты птичьего полёта, когда он ещё стоял на Татищева посреди стройки.
Схема: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU