Знаменитый Косой дом на улице Горького уже несколько месяцев переделывают в жилой особняк. Когда работы будут закончены, в него переедет жить семья (что за семья – держится в тайне). А пока там идёт ремонт, мы напросились в гости посмотреть, как памятник архитектуры, в котором ещё недавно обитали гастарбайтеры, превращают в VIP-коттедж.
Как выяснилось, кроме нас любопытных глаз здесь хватает. В Косой дом, или дом Чувильдина, регулярно приходят общественники и "домозащитники", поскольку это памятник и внимание к нему особое.
– Многие путают и называют это реставрацией, а это не реставрация, это проект приспособления под современное использование с элементами реставрации и восстановлением тех элементов, которые имеют некую ценность. У нас есть определённые обязательства – мы восстанавливаем внешний вид этого здания, – пояснил Е1.RU ответственный представитель ООО "Капитал" Юрий Карташов.
По его словам, дом принадлежит ООО "Капитал" и ещё одному частному лицу.
Косой дом всегда стоял без штукатурки, но не потому, что при строительстве не хватило денег, а потому что тогда было модно оголять фактуру. Без штукатурки его и оставят, хотя много лет на кирпичном фасаде "красовались" граффити, сейчас кирпич моют – очищают от рисунков.
Половина оконных проёмов затянуты плёнкой, а самих рам нет. Новые окна привезут 1 декабря, по словам Юрия, они будут копиями тех, которые стояли изначально.
С одной стороны дома сделан рабочий пристрой, закрытый тентом – это технологическое помещение. На этом месте будет парадный вход – при Чувильдине он был именно здесь. Та дверь, которую мы видим со стороны Горького, тоже существовала при Чувильдине, но через неё заходил не хозяин дома, а прислуга.
Василий Чувильдин купил участок в 1900 году, а к 1903-му сведения о нём исчезают из справочных изданий. В 1912 году этот доходный дом обретает нового хозяина – некоего Сухоплюева. После октября 1917 года дом приспособили под коммунальное жилье, в советское время здесь было 18 коммуналок, но от них не осталось и следа.
– Когда зашли сюда, здесь был бардак. Мы выгребли отсюда 386 кубов мусора, – пояснил Юрий Карташов. – За сто лет капитальным ремонтом здания здесь никто не занимался, а занимались ремонтом, так сказать, "по-советски". Например, полы провалились, новые полы сверху надстроили и засыпали землёй, и так несколько раз. Здесь только засыпки было от 800 миллиметров до 1,2 метра.
В доме работает бригада из 60 человек. Мы переходим из одной комнаты в другую, но рабочие на нас особого внимания не обращают, а занимаются своим делом. Вспышки фотоаппарата их тоже не волнуют, возможно, потому, что по всему дому стоят маленькие камеры видеонаблюдения – это желание заказчика.
В доме всюду лежат строительные материалы и стопки кирпича – и старого, и нового. Для восстановления памятника кирпич закупали под стать дому – столетний. Далеко за ним не ездили, а привозили из области.
Единственное место, где пока что нет рабочих – это чердак. Известно, что дом пережил несколько пожаров, и это хорошо видно по крыше. Сгоревшие конструкции заросли паутиной. По форме и габаритам крышу собираются делать тоже исторической. Заказчик даже пошёл на то, что крыша будет покрыта медью, как это было изначально.
– Сейчас готовится проект по демонтажу этой крыши. Это непростая техническая задача – крыша была сделана 100 лет назад, её надо будет снимать по частям. Эксперты готовят схему, как разобрать крышу, чтобы не повредить дом, – пояснил Юрий Карташов. – Этой крыше сто лет, она пережила все пожары – видите, всё сгоревшее. Если бы мы сюда не пришли и не занялись восстановлением этого памятника, то он мог бы рухнуть.
Вот ещё несколько фотографий Косого дома.
Напомним, Косой дом пустили с молотка в начале этого года. По соседству с домом Чувильдина выстроили три трёхэтажных здания, в которых планировалось разместить два бильярдных клуба, ресторан и картинную галерею, но совсем недавно их выставили на продажу.