Недвижимость Уникальные дома Екатеринбурга обзор Жемчужина конструктивизма: гуляем по домам на Малышева, где создавали образцовый советский быт

Жемчужина конструктивизма: гуляем по домам на Малышева, где создавали образцовый советский быт

Изучаем квартиры-ячейки, чердак и старое машинное отделение.

Пять домов в стиле конструктивизма находятся на улице Малышева | www.e1.ruПять домов в стиле конструктивизма находятся на улице Малышева | www.e1.ru
Пять домов в стиле конструктивизма находятся на улице Малышева

На улице Малышева стоит дом, который закрывает тихий дворик от шумной проезжей части. Несколько десятков лет назад он напоминал корабль: открытые террасы на верхнем и нижнем этажах были похожи на палубы, по которым гуляли жильцы-пассажиры.

Архитекторы и строители кинули «якорь» главного корпуса на улице Малышева, а за ним пришвартовали ещё четыре корпуса. Они стоят так, что во двор не попасть, поглазеть на этот порт можно, только если кто-то из местных откроет ворота.

Мы же, чтобы узнать историю одного из памятников конструктивизма, позвали на экскурсию урбаниста Никиту Сучкова. В этом доме он сделал музей конструктивизма, место как нельзя более подходящее.

За этим корпусом проносятся машины по одной из главных улиц города — улице Малышева, а во дворе играют детиЗа этим корпусом проносятся машины по одной из главных улиц города — улице Малышева, а во дворе играют дети
За этим корпусом проносятся машины по одной из главных улиц города — улице Малышева, а во дворе играют дети

Если встать в центр двора рядом с цветочной клумбой, то можно разглядеть бетонный переход, который соединяет корпуса, и ленточные эркеры, и длинные коридоры, пронизывающие дом.

Никита Сучков показывает на верхний этаж второго корпуса — там, по проекту, был детский садНикита Сучков показывает на верхний этаж второго корпуса — там, по проекту, был детский сад
Никита Сучков показывает на верхний этаж второго корпуса — там, по проекту, был детский сад

— Здесь пять корпусов, и у каждого есть своя особенная черта. В первом корпусе находятся те самые ячейки F, а во втором корпусе на последнем этаже по проекту хотели сделать детский сад, — пояснил Никита Сучков.

Комплекс зданий построили ещё до войны — в 1929–1931 годах.

Пять корпусов на Малышева, 21Пять корпусов на Малышева, 21
Пять корпусов на Малышева, 21

— В каждом из корпусов, кроме первого, был лифт. С первым корпусом архитекторы решили проблему так — из второго корпуса в первый сделали переход. Во втором корпусе люди могли подняться вверх на лифте, выйти на крышу, перейти по открытой террасе в первый, а здесь, кстати, на верхнем этаже по проекту находилась столовая, — добавил Никита.

В то, что здесь была открытая терраса-палуба, верится с трудом, но этому есть подтверждение — старые фотографии. Люди прогуливались по верхнему этажу дома, где не было стен.

Переход и открытый верхний этаж в первом корпусе на МалышеваПереход и открытый верхний этаж в первом корпусе на Малышева
Переход и открытый верхний этаж в первом корпусе на Малышева
Вид на дом и на Гагарина с улицы МалышеваВид на дом и на Гагарина с улицы Малышева
Вид на дом и на Гагарина с улицы Малышева

Сейчас по переходу не пройти, а лифты во всех домах закрыли. Где-то от них не осталось и следа — заложили, а где-то они сохранились до сих пор, просто не работают.

— Его закрыли в 90-х, когда началась реформа ЖКХ, — пояснил Никита— Его закрыли в 90-х, когда началась реформа ЖКХ, — пояснил Никита
— Его закрыли в 90-х, когда началась реформа ЖКХ, — пояснил Никита
Лифт не работает, зато кнопку можно нажатьЛифт не работает, зато кнопку можно нажать
Лифт не работает, зато кнопку можно нажать

— Для Свердловска того времени это была популярная идея — располагать объекты социального обслуживания на последних этажах жилых домов. Город был маленький и низкоэтажный, а когда появились эти высокие конструктивистские дома, то решили, что эти пространства должны быть в выгодном месте — на самом верху, — пояснил Сучков.

Все квартиры в этих корпусах разбиты на ячейки, а придумал их архитектор и лидер конструктивизма Моисей Гинзбург, он же спроектировал этот жилой комплекс.

— Он работал в секторе типизации строительства стройкома РСФСР, и у него было техзадание поработать над оптимальным типом жилья — экономичным и удобным, — пояснил Никита.

Гинзбург экспериментировал с пространством квартиры, так он придумал несколько квартир-ячеек, одна из них — ячейка F, где Никита и собирается открыть музей, мы туда ещё сходим.

Корпуса соединяются переходомКорпуса соединяются переходом
Корпуса соединяются переходом
Все пять корпусов в комплексе считаются объектом культурного наследия федерального значенияВсе пять корпусов в комплексе считаются объектом культурного наследия федерального значения
Все пять корпусов в комплексе считаются объектом культурного наследия федерального значения

По проекту Гинзбурга было построено два дома в нашей стране — дом Наркомфина в Москве, который сейчас собрались ремонтировать, и этот комплекс домов. И столичный, и свердловские дома похожи на гигантские корабли, причаленные в гавани. Жильцы того времени смотрели на свои дома с восхищением и даже посвящали стихи.

«И дом, где я жила, который мой красивым был, казался кораблём.
Как ленты-окна по всему фасаду, в дождливый день, казалось, он плывёт,
Среди стихий поскрипывают снасти, и не страшит его девятый вал.
По вечерам таинственно сияли янтарным светом фонари подъездов
Он выглядел надёжным, как отец, он статен был, он был пятиэтажен», — зачитал стихотворение Никита Сучков.

В прежние времена пять корпусов обслуживали около 50 человек: комендант, бухгалтер, дворники, уборщицы, кочегары, лифтёры и один трубочист, все трудились в этих домах.

В этом доме жили сотрудники, которые занимались обслуживаниемВ этом доме жили сотрудники, которые занимались обслуживанием
В этом доме жили сотрудники, которые занимались обслуживанием

Архитектор Моисей Гинзбург называл это здание дом Уралоблсовнархоза, в городе, по словам Никиты, его именовали дом специалистов Госпромурала, а сами жители свой дом прозвали «дом специалистов».

— Если дом как следует отремонтировать, то он был бы очень хорош, потому что планировка там очень продуманная, а в квартирах уютно, — пояснил Никита.

В подъездах сохранились родные перила и остекление. Местные жильцы, наверное, как и везде, чужаков не очень любят, но мы решили попытать удачу и постучались в одну из дверей корпуса. Оказалось, что здесь живёт старожил этого дома Татьяна Золотухина.

— Я здесь родилась, а мои родители приехали сюда в 1937 году из Нижнего Тагила, — рассказала Татьяна Фёдоровна. — Отца от работы направили сюда и дали квартиру, он работал управляющим Глававтотракторосбыта. У нас хороший дом, с хорошей аурой и хорошими людьми.

Татьяна Фёдоровна родилась в этом доме и живёт всю жизнь, говорит, что у дома хорошая аура, а Никита объясняет, что этот дом строили наёмные артели рабочих, а не подневольные трудармейцыТатьяна Фёдоровна родилась в этом доме и живёт всю жизнь, говорит, что у дома хорошая аура, а Никита объясняет, что этот дом строили наёмные артели рабочих, а не подневольные трудармейцы
Татьяна Фёдоровна родилась в этом доме и живёт всю жизнь, говорит, что у дома хорошая аура, а Никита объясняет, что этот дом строили наёмные артели рабочих, а не подневольные трудармейцы

Минуя квартиру Татьяны Фёдоровны, поднимаемся выше. Этаж за этажом проходим мимо пятистворчатых эркеров, из которых видно весь двор.

У дома родные перила и остеклениеУ дома родные перила и остекление
У дома родные перила и остекление

На последнем — шестом этаже — квартир нет, лишь длинный коридор.

— На пятом-шестом этаже по первоначальному проекту должны быть двухуровневые квартиры с коридорной системой, в итоге оставили обычные одноуровневые квартиры, но, как рудимент этой системы, остался этот коридор, который перенесли с пятого на шестой этаж, — объяснил Никита.

Если идти по этому коридору в одну сторону, то можно попасть на чердак, мы туда лишь заглянули, а заходить побоялись.

На чердаке темно, без фонарика, хоть глаз выколиНа чердаке темно, без фонарика, хоть глаз выколи
На чердаке темно, без фонарика, хоть глаз выколи
Этой лестницей практически не пользуются. Когда-то здесь был пожар, и эркер был повреждён. Стёкла убрали и заставили фанеройЭтой лестницей практически не пользуются. Когда-то здесь был пожар, и эркер был повреждён. Стёкла убрали и заставили фанерой
Этой лестницей практически не пользуются. Когда-то здесь был пожар, и эркер был повреждён. Стёкла убрали и заставили фанерой

В другой части находится машинное отделение. Когда в доме был лифт, эти катушки крутились, и запускался механизм, а сейчас они покрыты паутиной, и всё отделение — один большой скворечник. Из любопытства мы туда, конечно, поднялись, но повторять этого не советуем — там крутая лестница, по которой сложно подниматься.

На верхнем этаже коридор практически не используетсяНа верхнем этаже коридор практически не используется
На верхнем этаже коридор практически не используется
Эти катушки уже давно не крутятсяЭти катушки уже давно не крутятся
Эти катушки уже давно не крутятся
Подниматься и спускаться к катушкам страшноПодниматься и спускаться к катушкам страшно
Подниматься и спускаться к катушкам страшно

Выходим из жилого корпуса и идём в первый, который выходит на улицу Малышева — там находятся квартиры-ячейки. Сейчас каждая ячейка — это какая-нибудь творческая мастерская, а в 30-е годы здесь было общежитие, в котором жили студенты.

По пути к квартирам-ячейкам встретился вот такой местный артПо пути к квартирам-ячейкам встретился вот такой местный арт
По пути к квартирам-ячейкам встретился вот такой местный арт

Вдоль длинного коридора с одной стороны идёт многометровое окно, а с другой попарно стоят двери — это нижние и верхние ячейки. Если ты заходишь сюда впервые, то разобраться, как устроены эти квартиры, сложно. Если в одной ячейке лестница уходит вниз, то в соседней, наоборот, наверх.

А в конце коридора общий туалет — здесь и сохранился дух общагиА в конце коридора общий туалет — здесь и сохранился дух общаги
А в конце коридора общий туалет — здесь и сохранился дух общаги

Квартира-ячейка, где откроют музей, занимает 30 квадратных метров. Под стать необычной квартире здесь будет необычный музей, его хотят открыть уже в начале октября, а пока здесь идёт ремонт.

Заходишь в квартиру и сразу спускаешься по лестнице внизЗаходишь в квартиру и сразу спускаешься по лестнице вниз
Заходишь в квартиру и сразу спускаешься по лестнице вниз

— Ноу-хау в этом доме было вообще во всём. Оно было и в планировке, и в строительных материалах, — показывая свой будущий музей, поясняет Никита.

Первый экспонат в музее уже есть — это картинка, подаренная художником Егором Мочалиным. На ней изображена жемчужина конструктивизма города Екатеринбурга — гостиница «Исеть».

Внешние стены дома построены из таких бентонитовых блоков, а внутренние стены кирпичные. Их формовали прямо на стройплощадке, что в то время на Урале было уникальным явлением в строительствеВнешние стены дома построены из таких бентонитовых блоков, а внутренние стены кирпичные. Их формовали прямо на стройплощадке, что в то время на Урале было уникальным явлением в строительстве
Внешние стены дома построены из таких бентонитовых блоков, а внутренние стены кирпичные. Их формовали прямо на стройплощадке, что в то время на Урале было уникальным явлением в строительстве
— Рогожей здесь обиты практически все стены, — пояснил Никита Сучков, показывая строительный материал— Рогожей здесь обиты практически все стены, — пояснил Никита Сучков, показывая строительный материал
— Рогожей здесь обиты практически все стены, — пояснил Никита Сучков, показывая строительный материал

Пока музей ещё не открыт, урбанист продолжает изучать историю дома.

— На батарее есть вентиль, когда его почистили, то нашли надпись, что он был сделан на фабрике «Знамя труда», которая до сих пор находится в Санкт-Петербурге, — рассказал Никита Сучков— На батарее есть вентиль, когда его почистили, то нашли надпись, что он был сделан на фабрике «Знамя труда», которая до сих пор находится в Санкт-Петербурге, — рассказал Никита Сучков
— На батарее есть вентиль, когда его почистили, то нашли надпись, что он был сделан на фабрике «Знамя труда», которая до сих пор находится в Санкт-Петербурге, — рассказал Никита Сучков
В ячейке архитектора Бориса Демидова висит плакат с основными проектами Моисея ГинзбургаВ ячейке архитектора Бориса Демидова висит плакат с основными проектами Моисея Гинзбурга
В ячейке архитектора Бориса Демидова висит плакат с основными проектами Моисея Гинзбурга

В соседней ячейке тоже идёт ремонт — здесь откроется дизайн-бюро. Интересно, что когда-то у молодого дизайнера Инны в одной из ячеек жил дедушка.

— Он учился в горном институте, а здесь были общежития этого института. В будущем на стенах разместим информацию про дедушку, у нас есть его студенческие фотографии, — рассказала Инна.

Инна для своего будущего бюро арендует сразу две ячейки и сама, вместе с мамой (тоже Инной) делает ремонтИнна для своего будущего бюро арендует сразу две ячейки и сама, вместе с мамой (тоже Инной) делает ремонт
Инна для своего будущего бюро арендует сразу две ячейки и сама, вместе с мамой (тоже Инной) делает ремонт

История дома буквально вшита и вколочена в эти стены. Когда рабочие убирали старые перекрытия, то сняли деревянные доски, которыми были обиты стены, рассказала Инна. На узеньких дощечках нарисованы когда-то яркие рисунки, и дизайнер предполагает, что здесь могла быть детская комната или садик.

Выбрасывать эти доски Инна не будет, она решила их использовать в оформлении своей студииВыбрасывать эти доски Инна не будет, она решила их использовать в оформлении своей студии
Выбрасывать эти доски Инна не будет, она решила их использовать в оформлении своей студии
Ещё одна мастерская принадлежит художнику Андрею Баландину, и эти предметы с одной из его выставокЕщё одна мастерская принадлежит художнику Андрею Баландину, и эти предметы с одной из его выставок
Ещё одна мастерская принадлежит художнику Андрею Баландину, и эти предметы с одной из его выставок
В ячейке по соседству работает архитектор Пётр, он сыграл нам на старинном музыкальном инструментеВ ячейке по соседству работает архитектор Пётр, он сыграл нам на старинном музыкальном инструменте
В ячейке по соседству работает архитектор Пётр, он сыграл нам на старинном музыкальном инструменте

Поднимаемся выше — здесь весь этаж занимает Союз художников России. Все комнатки — это мастерские разных художников. Проходим по узенькому коридорчику, увешанному картинами, и выходим на крышу — это тот самый переход, который раньше связывал корпуса.

Проходим по коридору, словно по картинной галерееПроходим по коридору, словно по картинной галерее
Проходим по коридору, словно по картинной галерее
А вот и тот самый переход, на который мы смотрели снизуА вот и тот самый переход, на который мы смотрели снизу
А вот и тот самый переход, на который мы смотрели снизу
Шумная Малышева с одной стороныШумная Малышева с одной стороны
Шумная Малышева с одной стороны
И тихий двор с другой стороныИ тихий двор с другой стороны
И тихий двор с другой стороны

Заканчиваем экскурсию ещё одним творческим объектом — на первом этаже находится театр «Волхонка». Необычная планировка дома, кажется, сыграла только в плюс театральному пространству.

— Много лет назад здесь была улица, стояли лишь колонны. Но театру уже 30 лет, а перед ним здесь находилась детская библиотека, — пояснила сотрудница театра.

Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ, Максим БУТУСОВ / Е1.RU; Яндекс.Карты; государственный архив Свердловской области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления