Под конец недели мы — уже почти по традиции — рассказываем про интересные дома, которые находятся в Екатеринбурге, у нас даже есть специальная рубрика — «Уникальные дома Екатеринбурга ». Ещё один дом в нашу копилку мы нашли на Уралмаше. Спросите местных жителей: «Где находится «дом-пила»? И вам подскажут, здесь все его знают именно под таким названием.
Историю необычного дома нам рассказал человек, который знает про Уралмаш буквально всё — научный сотрудник музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев.
Проект «дома-пилы» уникальный, его спроектировал архитектор Пётр Оранский.
— Первоначально у него адреса не было, его все называли «дом-пила». Насколько я знаю, больше таких домов не строили, на Уралмаше уж точно, — пояснил Сергей Агеев.
Но, чтобы понять, почему этот дом прозвали пилой, нужно взглянуть на него сверху, потому что можно ходить вокруг него, но так и не понять, почему же дом прозвали именно так.
— Можно дома в строчку ставить, но это скучно, а вот главный архитектор Уралмашиностроя решил поэкспериментировать и пилой дома расположить. Все дома выходят на дорогу торцами, и между домами образуются небольшие газоны. От дороги они отделяются зеленью, — пояснил Е1.RU Сергей Агеев. — Дома неплохие по тем временам — высокие потолки, большие комнаты, но это всё были «коммуналки», в них жили и наши рабочие инженеры, и немцы, которые по контракту, и тоже вместе с нашими в «коммуналках» жили.
Дом строили в 1931–1932 годах, окончательный вид пилы он получил в 1960-х годах. До этого один корпус стоял отдельно, и пила была почему-то разорвана.
— Ближе к улице Кировградской стоял один корпус — отдельно от «пилы», но в 60-е годы его соединили с «домом-пилой» перемычкой, то есть построили ещё один корпус, — добавил Сергей Агеев.
— Это был единственный жилой дом на улице Сталина, раньше эта улица называлась именно так. Только после окончания войны на этой улице начали достраивать дома, так называемый 100-квартирный дом на Орджоникидзе, 3, его начали строить до войны, а закончили после войны, вот на проспекте и было всего два дома, — добавил Сергей Агеев.
С коммунальными квартирами на Уралмаше покончено, и их расселили, а дом остался, и сейчас в нём находятся обычные квартиры.
— Оранский вообще оригинальный архитектор. Он очень много сотворил, и всегда его дома в разных стилях. Например, заводоуправление на Уралмаше — чистой воды конструктивизм, а напротив, через площадь, так называемый дом техучёбы — он имеет два адреса на бульваре Культуры, 2 или Орджоникидзе, 1, этот дом вроде как и конструктивистский — лента окна непрерывная, но в то же время у него есть балконы, а конструктивисты балконов не признают, — добавил Сергей Агеев.
Здание гостиницы «Мадрид», которое тоже стоит на Уралмаше, также дело рук этого архитектора, кстати, после войны Оранский стал главным архитектором Екатеринбурга.
— Пётр Оранский вообще-то из Ленинграда, он там несколько проектов реализовал, но его перехватили с Уралмашиностроя, и вся планировка района — это его работа. В Екатеринбурге только на Уралмаше и Эльмаше улицы расходятся веером, на Уралмаше от площади, а на Эльмаше от кинотеатра «Заря», и это ленинградская планировка. Больше в городе у нас ничего подобного нет, — пояснил Агеев.
По словам директора музея Уралмашиностроя, пусть дом и интересной формы, но никто из известных личностей там не жил, по крайней мере пока, а может, просто мы этого не знаем. Зато недалеко, рядом с магазином «Заря», жил Николай Иванович Рыжков — будущий премьер министр СССР, а напротив, по улице Красных Командиров, жил Цзян Цзинго — будущий президент китайской республики.