Архитектор Виктор Симиненко, автор проекта реставрации Успенской церкви, дал интервью сотрудникам Екатеринбургской епархии, где подтвердил высокое качество работ, которые проводятся сейчас в Успенской церкви. Напомним, градозащитники обнаружили на месте третьего – самого старого каменного здания Екатеринбурга свежий фундамент – Успенская церковь пропала. В РПЦ заявили, что идёт её реставрация.
Виктор Симиненко – наш признанный специалист по реставрации памятников, профессор УрГАХУ. Он участвовал в строительстве Храма-на-Крови (интерьеры верхнего придела, включая мраморный и фаянсовый иконостасы), также его объекты – Спасо-Преображенский собор в Невьянске, храмовый комплекс в селе Меркушино и монастырское подворье в деревне Костылева Верхотурского уезда, храмы в Краснотурьинске, Качканаре, Нижнем Тагиле, Кировграде.
Несколько дней назад он дал небольшое интервью телеканалу ЕТВ, где сказал, что в его проекте не было разбора стен, а ещё что он не следит за ним – поскольку по разработанному им проекту не был заключён договор авторского надзора при реализации (то есть заказчик может его поменять без согласования с архитектором).
Рассказываем, что заявил архитектор представителям своего бывшего заказчика.
Во-первых, он сообщил, что ещё 30 лет назад готовил паспорт и причастен к тому, что Успенскую церковь поставили под охрану федерального значения – когда в нём находилась кухня-столовая и питались больные военные.
Во-вторых, рассказал, что пять лет назад, когда вернулся к работам с Успенской церковью, она была не в лучшем состоянии из-за советских "перепланировок", и реконструкция требовалась очень длительная.
– Всегда лишали храмы таких признаков, как колокольни, купола, центральные барабаны – вот их и не было. Стены были и пристроенные стены, и стены XIX века, а наиболее ярких элементов не было. А внутри – представляете, когда функционировала кухня, что там творилось? Это очень сильно повлияло на состояние конструкции. Для восстановления храма было необходимо, как показало обследование, обязательно усиливать конструкцию. И арки, и стены – и внутренние, и наружные. Вспоминаю, окна как бы "перегоняли" друг друга, менялись местами: одно окно заложено, другое надстроено. В советский период мы восстанавливали окна, пользуясь сохранившимися фотографиями, и следы перестроек всегда видны. То есть храм до начала реставрации, в то время, когда мы зашли на обмер, обследование, находился не в самом лучшем техническом состоянии. Было много мест явно аварийного порядка. Реставрация предполагает проведение множества работ, до бесконечности, но цель одна – максимально сохранить старую структуру. Чем мы и занимались, – рассказал профессор.
В-третьих, архитектор отметил, что состояние объекта при исследованиях и при начале работ – разные вещи, и в реальности может быть много непредвиденных ситуаций. Приводим целиком расшифровку:
– У объекта два состояния. Одно – в процессе изучения, обследования. Мы максимально стараемся определить техническое состояние, и нам это удаётся. Но, когда начинаем работы – идёт раскрытие конструкции. У нас были случаи, когда раскрываешь стенку, снимаешь штукатурку – попадаем в пустоту: лицевой кирпич, а внутри пусто. Это неожиданность. Что делать? Реставрация всегда связана с неожиданностью. Когда начались реставрационные работы – проявилось истинное техническое состояние. Мы видели, что кирпич не очень прочный. Думаю, что это последствия функционального использования в качестве кухни. Кирпич разрушался от сырости. Я представляю: взялись за стенки XVIII века, там арки были лопнутые, стали разбирать – посыпался кирпич. В одном месте попробовали, в другом.
А что делать? Храм – это же не одноэтажное сооружение, у которого срок годности 50 или 100 лет. У нас по нормативам культовые сооружения должны функционировать не менее 500 лет. Прочность кирпича, который сейчас мы используем в строительстве, не менее 150–200 – это очень высокая прочность. Опыт показывает, что примерно из такого кирпича и возводили в старину здания – монастырские, храмовые. Всё это должно было стоять вечно.
В-четвёртых, архитектор отметил, что монастырь быстро и качественно восстанавливает свои объекты – в том числе Успенскую церковь.
– Строить монастырь по единому проекту и единому замыслу гораздо проще, но неблагодарная работа, когда люди получают здание в полуразрушенном виде, неухоженное. Территория монастыря большая, объектов много – и все их надо приводить в порядок. Монастырь – это делать быстро и качественно. Те объекты, которые мы сделали, я ими горжусь, включая Успенскую церковь. Когда церковь построят, то злопыхатели сами будут ей восхищаться, отнесутся с пониманием и будут ближе к Богу.
При этом заявлено, что на руках у тех, кто проводит работы, есть утверждённый согласованный эскизный проект, в соответствии с которым будет воссоздан храм в историческом виде. Он, по информации Епархии, был согласован Министерством управления государственным имуществом Свердловской области 26 ноября 2014 года.
Отметим, что в интервью не говорится о конкретике работ, не упоминается, была ли у памятника утверждена территория, на которой нельзя строить, что решили с предметом охраны объекта культурного наследия, который не тронули даже у "Пассажа" и в который входили стены здания, которые сейчас отсутствуют, и можно ли использовать в реставрации исторический кирпич и где он сейчас.
Фото: ЕТВ, Екатеринбургская епархия, читатели Е1.RU; Максим БУТУСОВ / E1.RU
Видео: читатель E1.RU; Екатеринбургская епархия