Сегодня обманутые дольщики ЖК "Щербакова, 20" вышли на пикет под окна Минстроя области. Более десяти человек с плакатами вышли к Мамина-Сибиряка, 101 (возле "Чёрного тюльпана").
Час они митинговали, а потом их пригласили в кабинет к министру.
– Мы вышли с плакатами, – рассказывает Вячеслав Чернов, один из дольщиков (который, к слову, купил жильё на средства МВД, является ветераном военных действий в Чечне и уже выходил в форме на одиночный пикет к министерству). – На одном из них было обращение к Путину с просьбой достроить наш дом. В какой-то момент мы встали на колени. И сотрудник администрации, который нас сопровождал, тут же куда-то испарился. А потом нас вызвали к министру.
Беседа продолжалась около 2 часов. Как отметил глава Минстроя Свердловской области Михаил Волков, он принял пикетирующих сразу после своего возвращения со строительной выставки, которая стартовала сегодня в МВЦ "Екатеринбург-Экспо".
– От изначально эмоционального обсуждения мы перешли к конструктивному разговору, – рассказал министр. – Мы попытались объяснить людям процедуру, которая осуществляется для вывода этого объекта из числа проблемных, чтобы привлечь к нему инвесторов, которые были бы экономически заинтересованы его завершить.
Михаил Волков отметил, что в данном случае права дольщиков защищает закон о долевом строительстве – он подразумевает права покупателей квартир на землю, на которой строится этот дом. При этом Михаил Волков подтвердил, что министерство берёт на себя обязанность вести работу с инвесторами после того, как завершится оценка недостроя.
– Будет проведена оценка объекта, в результате которой мы получим ту стоимость, которую можно предлагать инвесторам, чтобы они могли для себя просчитать экономическую эффективность завершения этого проекта. И при наличии воли к завершению строительства этого дома мы обязательно будем привлекать всех дольщиков к выбору инвестора на завершающую стадию проекта, – подчеркнул Михаил Волков.
По словам министра, людям предстоит выбрать, пытаться ли завершить стройку в рамках закона о долевом строительстве или объединиться в жилищно-строительный кооператив, которому будет передана земля и недострой. По словам министра, мнения разделились: часть людей хотят остаться дольщиками, а часть – согласны на ЖСК – они "постарались услышать доводы юристов, которые рассматривают вопрос с разных сторон и имеют опыт вывода из проблемных объектов жилищно-строительных кооперативов, которые управляются дольщиками, пострадавшими в результате деятельности прежнего застройщика".
При этом ветеран военных действий Вячеслав Чернов обозначил, что не удовлетворён результатами переговоров. Судя по всему, дольщик недоволен тем, что министерство сейчас пытается решить проблему рыночными методами, без отвлечения бюджетных средств. В первую очередь его не устроило то, что определения стоимости объекта его заставляют ждать полтора месяца – до лета, когда будет готов отчёт об оценке: "Я ветеран военных действий, – говорит он, – полтора года живу "на улице", встал в реестр обманутых дольщиков – что ещё нужно? Как будто тебя засасывает трясина, а тебе говорят: "Я наблюдаю за процессом, действую по закону, возможно, скоро придёт спасатель и вас спасёт".
Также Чернов недоволен перспективой вступления в ЖСК: по его мнению, обычные дольщики будут вынуждены подчиниться в этом юридическим лицам, у которых на данный момент большинство голосов и действительно вступить в кооператив. Далее в зависимости от доли каждого пайщика им придётся доплачивать и завершать стройку за свой счёт, а, если эти условия их не устроят, при выходе из ЖСК они смогут получить лишь небольшую часть того, что вложили изначально.
С другими дольщиками "Щербакова, 20" пока связаться не удалось.
Напомним, от большинства других подобных случаев случай с "Щербакова, 20" отличается двумя моментами. Во-первых, жители приобретали квартиры в рамках закона о долевом строительстве, а не в качестве пая жилищно-строительного кооператива. А во-вторых, застройщик ушёл в банкротство, и начата процедура конкурсного производства, а на нового инвестора нет и намёка (в отличие, например, от незаконченных проектов "Уралэнергостройкомплекса"). Иск о банкротстве застройщика, ЗАО "Рубикон-Аэро Инвест", подала мэрия, причина в том, что компания не платила за аренду земли. Но жители давно и в открытую заявляют, что обанкротиться и уйти от ответственности в этой ситуации застройщик был и сам не против. Люди обращались со своими подозрениями во многие инстанции. Последний ответ из прокуратуры гласит, что признаков преднамеренного банкротства нет.
Фото: Анна КАТЦ; Дмитрий САВЕЛЬЕВ; Александр МОРОЗОВ; документация проекта; предоставлено участниками событий