На улице Куйбышева совсем недалеко от цирка и рядом с синагогой стоит величественная, но забытая усадьба купца Рязанова.
Кажется, что здание давно забросили. Обшарпанный фасад, колонны с трещинами и старенькие деревянные лестницы, перила которых ходят ходуном.
Хотя когда-то это была усадьба одного из самых богатых купцов Екатеринбурга, и нынешние жители коммунальных квартир знают, кто построил их дом. Некоторые по-своему трактуют историю и называют Рязановых сектантами и поговаривают, что во дворе усадьбы нашли клад, а кто-то просто мечтает, чтобы его побыстрее отремонтировали.
Вернёмся к современным обитателям усадьбы купца Рязанова чуть попозже и расскажем, что за люди здесь жили раньше и зачем этот Рязанов построил себе настоящий дворец.
Здание строили не два года и не пять лет, и даже не десять. Возводили двухэтажный дворец на протяжении 35 лет: с 1815 по 1850 год.
— Усадьба комплектовалась достаточно долго и связана она с двумя людьми — Терентием Рязановым и его сыном Аникием Рязановым. Но, конечно, семья Рязановых насчитывала гораздо большее количество людей. И, если говорить о самых богатых людях Екатеринбурга, то они ими и являлись, — рассказал Е1.RU научный сотрудник музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.
Рязановы занимались салотопенным производством. Из-за этого их так и прозвали — екатеринбургские сальники. До того, как переехать в эту усадьбу, Рязановы жили в посёлке Шарташ, именно там находился центр русского старообрядчества на Урале, а Рязановы были в их числе.
Основателем семейного салотопенного бизнеса был Меркурий Рязанов. Раньше это дело было очень прибыльным — из сала делали даже свечи.
Мужчины семейства Рязановых не раз занимали должность городского главы. А Аникий Рязанов не только продолжил бизнес отца и дяди, но и первым у нас в городе занялся добычей золота.
— Недаром Мамин-Сибиряк называл Аникия Рязанова «Первый король золотого дела», — добавил Евгений Бурденков.
Аникий Рязанов запланировал открыть в городе богадельню, но не успел осуществить свою задумку — в 1857 году предприниматель умер, но его дело продолжила его жена. Она открыла больницу и занялась бизнесом.
Стоит отметить, что Аникий Рязанов уже не был старообрядцем — он ходил молиться в единоверческую церковь.
Но вернёмся к нашей усадьбе, её строили отец и сын — Терентий и Аникий Рязановы. Стройку начали в 1815 году, а в 1835 архитектор Малахов достраивал второй этаж, а чуть позже архитектору Турскому заказали пристрой.
— На территории усадьбы формируется огромный сад. Если сейчас стоять напротив усадьбы Рязановых, то с правой стороны, практически до цирка был разбит сад Рязановых с большим количеством дорожек, в центре находилась оранжерея, рядом небольшой пруд, который является ответвлением Исети, — рассказал Евгений Бурденков.
Рязановы жили в усадьбе вплоть до 1917 года.
— После революции в 1922 году здесь находилось управление службы путей пермской железной дороги, в 1934 году институт социалистической реконструкции сельского хозяйства, позже стройконтора зерно-тракторного центра. В Великую Отечественную войну, когда происходило уплотнение жилья, усадьбу полностью отдали под коммунальные квартиры, — пояснил Евгений.
Возвращаемся в наши дни, и от былого величия дворца осталось полузаброшенное здание.
Заходим в дом, стучимся в первую квартиру и попадаем на старшую по дому — Надежду Марыгину. Она, как и положено главной по дому, живёт в центральной части усадьбы. Надежда Петровна переехала сюда в 1989 году, и на её памяти никакого капитального ремонта здесь не было. Женщина рассказала, что дом проседает, а из-за того, что улицу подняли, окна её квартиры оказались практически под землёй.
— Когда купца выселили, здесь был детский дом, автошкола, а во время войны здесь даже переливание крови делали, — пояснила Е1.RU Надежда Марыгина. — Нам ремонт обещали ещё 2016 году сделать, но, так как это памятник, то ремонт отложили на 2018–2020 годы. Стены ещё лет 200 простоят, а вот коммуникации… то тут лопнет, то здесь лопнет. И перекрытия ещё страдают, вот у меня потолок 3,90 метра, а на втором этаже 4,5 метра, но перекрытия все деревянные, и они, конечно, приходят в негодность.
В этом же подъезде, но уже в другой части дома, есть квартиры с общими туалетами и душевыми. Кажется, что проходить мимо опасно, а уж заходить туда и вовсе страшно.
Интересно, что подъезды совсем не типовые, хотя оно и понятно, строили ведь не многоквартирный дом. Вот, например, лестница в третьем подъезде.
А вот такая лестница сохранилась во втором подъезде.
В этом подъезде встретили ещё одного местного жителя — Андрея. Именно он и записал Рязановых в сектанты.
— Там на колоннах сквозные трещины, они в любой момент могут рухнуть. А Рязановы были сектантами, я знаю, старообрядцы строили, — пояснил Андрей.
Мужчина рассказал, что здесь был обнаружен подземный ход. Действительно, когда сносили конюшни, что-то нашли. Но так и не понятно, был это подземный ход или просто какое-то подвальное помещение.
— Когда реконструкцию дома проводили, я слышал, что здесь клад нашли, якобы с какими-то малоценными монетами, — добавил Андрей.
Выходим из усадьбы и отправляемся к флигелям. Это, кстати, тоже памятник архитектуры, правда, их состояние ещё более плачевное, чем усадьбы.
Ещё один флигель находится с другой стороны, там раньше жила прислуга и рабочие.