В сентябре 2016 года девелоперы, архитекторы и чиновники собрались, чтобы обсудить судьбу гостиницы «Мадрид» на площади Первой Пятилетки.
«Мадрид» — объект культурного наследия федерального значения, и сейчас филиал по УрФО Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры готовит его к торгам — здание хотят передать в аренду инвестору на 49 лет всего за один рубль с условием реставрации и сохранения. Сначала проведут аукцион с такой вот незаметной стартовой ценой, а дальше инвесторы будут сами решать, сколько они готовы заплатить за возможность заняться памятником.
Здание, построенное до Великой Отечественной войны как гостиница для иностранных специалистов, превратилось в госпиталь, а потом — в общежитие, окончательно опустело в конце двухтысячных — и было законсервировано. Искать девелопера, который проведёт «ревитализацию» одного из культовых объектов Уралмаша, начали месяц назад. При этом на совещании было обозначено сразу: хотелось бы, чтобы «Мадрид» превратился не в площадку для биеннале и других разовых акций, а был полностью «ревитализирован».
Совещание открыл глава Орджоникидзевского района Вячеслав Трапезников. В качестве примера он привёл Белую башню как первый памятник конструктивизма, который получил вторую жизнь на Уралмаше, превратившись в мультимедийный музей: «группа неравнодушных студентов арх-группы PODELNIKI сделала невозможное, когда муниципальные и федеральные власти только говорили: нам бы всем хотелось, но...»
Но даже Белая башня, а точнее её консервация, заняла не один год, а сколько времени (и средств) может потребовать работа с «Мадридом», рассказал замдиректора уральского филиала АУИПИК Фердинанд Халиуллин. По его словам, современное законодательство по передаче неиспользуемых памятников на разработку проекта реставрации, его согласование и утверждение даёт два года и ещё целых семь лет — на его реализацию (и только потом — арендаторы, бизнес и прибыль).
Помимо прочего, будущему пользователю будет нужно ещё и внести в пользу государства залог — 30% от стоимости проекта — как страховку от того, что он внезапно не раздумает работать с объектом.
Представители областного Управления госохраны памятников описали объект охраны: это главный корпус и два крыла, а также планировки со второго по пятый этаж — так как здание планировалось исторически как гостиница, а использовалось как общежитие. Кроме прочего, у здания существует пристрой 70-х годов на историческом фундаменте, и вот там, скорее всего, возможна реконструкция.
Начальник отдела культурного наследия управления Светлана Ильина подчеркнула: предмет охраны здания уже утверждён и, если никто не докажет госоргану по защите памятников иного, таким он и должен остаться. Тем не менее другие необходимые для работы с памятником документы — территория объекта и зоны его охраны — всё ещё не определены и не утверждены; следовательно, по их определении можно будет говорить и о зонах регулируемой застройки рядом с памятником.
Представители застройщиков, приглашённые на совещание, Сергей Мямин, замглавы «Форум-групп», и Геннадий Черных — глава Prinzip, не выразили особого энтузиазма в отношении «Мадрида» с его нынешними требованиями по охране объекта.
— Глядя на этот объект, «жуткого оптимизма» не испытываешь, — заявил Геннадий Черных и объяснил: даже в центре, открывая сегодня гостиницу, не знаешь, успешной она будет или нет. Формат апартаментов в городе «не обкатан», и продаются они как некая разновидность жилья — и на покупательский поток здесь рассчитывать трудно. А, чтобы реализовать какой-либо проект на базе здания, нужна государственная помощь в финансировании, а именно кредит на особых условиях.
Как чистый бизнес-объект «Мадрид» тоже не вызывает надежд у застройщиков: они изучили, почём сдаются соседние помещения, и сделали вывод, что арендодатели с ними работают едва ли не в ноль. Поэтому был сделан вывод — новый «Мадрид» в любом случае должен стать многофункциональным, а желательно, чтобы при его реставрации применялся механизм частно-государственного партнёрства.
К предложениям по функции подключилась даже начальник городского управления культуры Татьяна Ярошевская, отметив, что тут бы могла появиться художественная школа, потому что сейчас в такие школы попасть невозможно из-за огромного конкурса. Сергей Мямин тоже подтвердил, что видит здесь многофункциональное здание, возможно, с частью муниципальных или государственных объектов, отметив, что, может быть, когда-нибудь и администрация Орджоникидзевского района захочет занять в «Мадриде» пару этажей. Но что делать с объектом и как его развивать, будет напрямую зависеть от того, разрешат застройщику лишь бережно сохранять имеющийся объём или будет возможно возвести рядом дополнительный. Лишь представитель управляющей компании «Атомстройкомплекса» Алёна Архипова, занимающаяся, в частности, «Огнями Екатеринбурга», отметила, что действительно видит здесь многофункциональный объект — с этажом ресторанов, общественных зон, бизнеса и этажом апартаментов долгосрочного проживания — благо, что приезжим и туристам всегда интересны объекты с историей.
Главный архитектор города Тимур Абдуллаев, присутствовавший на совещании, посоветовал застройщикам «капитализировать» как раз уникальность здания.
— Сейчас назрел большой спрос на идентичность, — отметил он, добавив, что уже было достаточно случаев, когда при строительстве объекта уничтожался его исторический контекст, чтобы потом искать эту идентичность «из ничего», создавая псевдоконтекст.
Похожее предложение сформулировал и архитектор Эдуард Кубенский, отметив, что это здание не просто памятник конструктивизма, это «обогащённый конструктивизм», то есть некое богатство в объект заложено изначально.
Смета АУИПИК на восстановление «Мадрида» сегодня составляет 800 миллионов рублей. По оценке девелопера Геннадия Черных, проект «Мадрид» в его теперешнем состоянии требует 450–500 миллионов рублей инвестиций. На вопрос, почему инвестор говорит об «отсутствии жуткого оптимизма», но всё-таки участвует в обсуждениях спорного по выгодности проекта, он ответил так:
— Я это рассматриваю как задачу, которую надо решить, я вижу желание её решить и со стороны тех, кто её задаёт, и поэтому сразу говорю о моментах, которые меня волнуют. Потому что неважно даже, кто придёт на этот объект — Prinzip, «Форум» или «Атомстройкомплекс», принципы у всех примерно одинаковы. Но если мы сумеем решить эту задачу, то на её примере сможем решить и другие.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU