Традиционно к первому сентября школы обновляются и "прихорашиваются". Сдать и обустроить новые здания тоже обычно стремятся ко Дню знаний. Мы же в этот раз решили нарушить традицию – и к 1 сентября попрощаться со школой. С той, которая это заслужила.
Общеобразовательная школа № 1, расположенная на Верх-Исетском бульваре, 23, в этом году уже не откроется. В октябре пройдёт конкурс на определение компании-подрядчика, и если все пройдёт удачно, то экскаватор придёт к зданию "сталинской" постройки уже осенью. Школа № 1 попала под так называемую "глубокую реконструкцию": практически всё здание будет демонтировано, а на его месте построят новое, большое, удобное, способное принять больше учеников и отвечающее современным нормативам.
Первая школа – одна из старейших в городе; сейчас ей 103 года. Изначально на этом месте была "цифирная" (то есть арифметическая) школа для детей рабочих Верх-Исетского металлургического завода. К 1938 году дореволюционное здание снесли и построили новое – то, которое мы видим на ВИЗ-бульваре сейчас.
Но учились после этого здесь не очень долго. В 1941–1945 годах школа стала военным госпиталем.
Но потом снова стала школой и очень востребованной.
– У этого здания была "мощность" более 500 человек, – рассказала директор школы Галина Милинцева, – но было время, когда здесь занималось более 800 человек – в 60-х и 70-х годах. Сейчас, разумеется, меньше: здание ветхое, большинство учеников предпочитает учиться в более современных условиях, надзорные органы, в свою очередь, запрещают в таком здании оказывать платные услуги – например, организовать занятия по хореографии, а Управление образования старается понемногу "разгрузить" здание, чтобы без ремонта подвести его к реконструкции.
В первой школе сейчас числятся чуть более 300 учеников. Часть из них отправят в 74-ю школу (три первых класса), часть – в шестую (всех остальных).
Как рассказывает заместитель начальника управления по вопросам финансово-экономического и материально-технического обеспечения Управления образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков, новую школу – на 850 человек с возможностью принять тысячу – здесь хотят построить уже к декабрю 2017 года. В крайнем случае, ученики должны прийти сюда обратно 1 сентября 2018 года.
– Кажется, что это большой проект, но данная школа – это, условно, один из 50 пунктов, которые мы должны выполнить: когда её закончат, она, в свою очередь, сама станет "буфером обмена" для реконструкции других школ – скажем, ближайшей 74-й, откуда тоже ученикам пора выезжать, – рассказывает Михаил Ладейщиков. – Аналогичную функцию "буфера", например, сейчас выполняет школа № 18 для соседней 39-й гимназии. Строителям ставим задачу построить школу за год, так как, если мы будем каждую школу строить по 3–4 года – тогда мы к 2025 году сделаем в лучшем случае 10 школ, а этого для Екатеринбурга недостаточно. "Количественно" учебный фонд у нас в удовлетворительном для города состоянии, а вот качественно он, к сожалению, устарел. Капремонта или реконструкции требуют порядка 100 зданий школ из 160.
Сейчас такие небольшие залы, как в первой школе, строить просто нельзя: требуемый размер – 42 на 24 метра. Новые залы рассчитаны на уроки двух и более классов, чтобы рациональнее использовать их пространство и школьное время. Правда, в этом плане небольшой спортзал старой школы, может быть, и не так морально устарел, как кажется внешне: здесь очень удобно заниматься именно одному классу. Ну а чтобы управлять несколькими на одной площадке, физруки должны быть исключительно громогласными. Так что вопрос, какие залы строить в будущем, ещё не решён до конца.
В новых школах пол покрывают керамогранитом. В старых на полах лежит линолеум. Он – не признак бедности (хотя, конечно, экономия тоже важна). Но такое количество керамогранитной плитки просто нельзя положить на старые деревянные перекрытия, она слишком много весит. Если бы первая школа снова открывалась к 1 сентября, этот линолеум бы почти сиял, на нём не было бы пыли и черных следов от подошв. Маленький школьный лайфхак: жидкость "Прогресс" – и ваш линолеум как новый, даже если по нему целый год носилась орда озорников.
А перекрытия под подошвами действительно скрипят, и довольно громко.
Обновленное здание первой школы передадут учителям в полностью укомплектованном состоянии – с новыми партами, оборудованием и всем, что потребуется. А вот пустынность классов и коридоров старого здания объясняется ещё и тем, что большая часть здешнего имущества перейдёт с баланса первой школы другим школам, которые в нём нуждаются. И речь не только о мебели, которую увезли из первой школы – например, в шестую, 171-ю; на многих площадках даже линолеум сняли, чтобы отдать его в школы, где некоторые классы оказались в плохом состоянии.
– Имущество распределяют среди школ района – у кого какие существуют потребности или предписания надзорных органов. Отдаем абсолютно всё, вплоть до сантехники, перегородок, ламп. Есть садики, где отопление всё ещё вот с такими батареями – и вот туда, где они в аварийном состоянии, мы эти батареи вырезаем и отдаём, – рассказывает директор.
– По нашему опыту, построить новое здание обычно стоит даже дешевле, чем реконструировать старое, но при этом это будет именно то, что нужно – не приспособление и не компромиссы, – отмечает Михаил Ладейщиков. – Мы, например, реконструировали садики, пристраивали к ним третьи этажи и так далее – и все равно получалось, что новые строить проще и удобнее. Срок службы железобетонного здания, например, составляет около 100 лет, не так уж и много на самом деле. Ну а первая школа – это не железобетон, он здесь только на первом этаже, перекрытия деревянные. Свои 78 лет здание первой школы отлично "отходило". И тем, кто здесь долго работает, кажется, что сама школа уже просит, чтобы её поскорее заменили – так здесь скрипят старые полы, промокают стены и крыша. Здесь было много хорошего. Но и будет – не меньше.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU