Недвижимость обзор Прощай, первая: летаем над старейшей школой, которая навсегда исчезнет с лица Екатеринбурга

Прощай, первая: летаем над старейшей школой, которая навсегда исчезнет с лица Екатеринбурга

Ностальгически-шокирующая экскурсия в здание, которое во время войны было госпиталем, пережило 60-е и достояло до "поколения айфонов" почти без изменений.

Ко Дню знаний, 1 сентября, первая школа на ВИЗ-бульваре уже не откроется.

Традиционно к первому сентября школы обновляются и "прихорашиваются". Сдать и обустроить новые здания тоже обычно стремятся ко Дню знаний. Мы же в этот раз решили нарушить традицию – и к 1 сентября попрощаться со школой. С той, которая это заслужила.

Общеобразовательная школа № 1, расположенная на Верх-Исетском бульваре, 23, в этом году уже не откроется. В октябре пройдёт конкурс на определение компании-подрядчика, и если все пройдёт удачно, то экскаватор придёт к зданию "сталинской" постройки уже осенью. Школа № 1 попала под так называемую "глубокую реконструкцию": практически всё здание будет демонтировано, а на его месте построят новое, большое, удобное, способное принять больше учеников и отвечающее современным нормативам.

Первая школа – одна из старейших в городе; сейчас ей 103 года. Изначально на этом месте была "цифирная" (то есть арифметическая) школа для детей рабочих Верх-Исетского металлургического завода. К 1938 году дореволюционное здание снесли и построили новое – то, которое мы видим на ВИЗ-бульваре сейчас.

Но учились после этого здесь не очень долго. В 1941–1945 годах школа стала военным госпиталем.

Первая школа сейчас выглядит вполне обитаемой, ее окна украшены бумажными цветами, голубями, звездочками и самолетами
Их делали еще к 9 мая – Дню Победы.
Эти даты для первой школы значат даже больше, чем для большинства школ.
В это время она была военным госпиталем. Эту табличку перенесут на новое здание – за этим специально проследят в Управлении образования Екатеринбурга.

Но потом снова стала школой и очень востребованной.

– У этого здания была "мощность" более 500 человек, – рассказала директор школы Галина Милинцева, – но было время, когда здесь занималось более 800 человек – в 60-х и 70-х годах. Сейчас, разумеется, меньше: здание ветхое, большинство учеников предпочитает учиться в более современных условиях, надзорные органы, в свою очередь, запрещают в таком здании оказывать платные услуги – например, организовать занятия по хореографии, а Управление образования старается понемногу "разгрузить" здание, чтобы без ремонта подвести его к реконструкции.

Директор Галина Милинцева и Михаил Ладейщиков, представитель городского Управления образования, провели для нас последнюю экскурсию по старой школе.
Школьный коридор на первом этаже с рукомойниками.
Три года назад тут праздновали 100-летие школы.
Это помещение на первом этаже – Музей боевой славы. Такие есть во многих общеобразовательных учреждениях Екатеринбурга. Они посвящены, во-первых, выпускникам, которые участвовали в Великой Отечественной и в последующих войнах, а во-вторых – исторической атмосфере школы: фотографиям, рисункам, историческим экспонатам.
То, что современные ученики нарисовали в память о тех, кто ушёл отсюда на фронт.
Большинство экспонатов уже упакованы и готовятся к переезду. Это, например, советский проигрыватель – когда-то в школе он тоже был частью учебного процесса.

В первой школе сейчас числятся чуть более 300 учеников. Часть из них отправят в 74-ю школу (три первых класса), часть – в шестую (всех остальных).

Как рассказывает заместитель начальника управления по вопросам финансово-экономического и материально-технического обеспечения Управления образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков, новую школу – на 850 человек с возможностью принять тысячу – здесь хотят построить уже к декабрю 2017 года. В крайнем случае, ученики должны прийти сюда обратно 1 сентября 2018 года.

– Кажется, что это большой проект, но данная школа – это, условно, один из 50 пунктов, которые мы должны выполнить: когда её закончат, она, в свою очередь, сама станет "буфером обмена" для реконструкции других школ – скажем, ближайшей 74-й, откуда тоже ученикам пора выезжать, – рассказывает Михаил Ладейщиков. – Аналогичную функцию "буфера", например, сейчас выполняет школа № 18 для соседней 39-й гимназии. Строителям ставим задачу построить школу за год, так как, если мы будем каждую школу строить по 3–4 года – тогда мы к 2025 году сделаем в лучшем случае 10 школ, а этого для Екатеринбурга недостаточно. "Количественно" учебный фонд у нас в удовлетворительном для города состоянии, а вот качественно он, к сожалению, устарел. Капремонта или реконструкции требуют порядка 100 зданий школ из 160.

Спортзал тут почти музейный: с деревянным полом и "шведской стенкой", которую тут установили в 50-х годах – и которой продолжали пользоваться.
Площадь такого спортзала всего 99 квадратных метров.

Сейчас такие небольшие залы, как в первой школе, строить просто нельзя: требуемый размер – 42 на 24 метра. Новые залы рассчитаны на уроки двух и более классов, чтобы рациональнее использовать их пространство и школьное время. Правда, в этом плане небольшой спортзал старой школы, может быть, и не так морально устарел, как кажется внешне: здесь очень удобно заниматься именно одному классу. Ну а чтобы управлять несколькими на одной площадке, физруки должны быть исключительно громогласными. Так что вопрос, какие залы строить в будущем, ещё не решён до конца.

Вернёмся в школьный коридор. Старый линолеум – это не признак упадка. Более современное покрытие здесь класть просто опасно: перекрытия не выдержат.

В новых школах пол покрывают керамогранитом. В старых на полах лежит линолеум. Он – не признак бедности (хотя, конечно, экономия тоже важна). Но такое количество керамогранитной плитки просто нельзя положить на старые деревянные перекрытия, она слишком много весит. Если бы первая школа снова открывалась к 1 сентября, этот линолеум бы почти сиял, на нём не было бы пыли и черных следов от подошв. Маленький школьный лайфхак: жидкость "Прогресс" – и ваш линолеум как новый, даже если по нему целый год носилась орда озорников.

А перекрытия под подошвами действительно скрипят, и довольно громко.

Дубовая дверь, которая, кажется, скоро пустит корни и которая в здании с момента его постройки.
Да и деревянные окна – ровесники здания. Их годами утепляли ватой, заклеивали клеёнкой, чтобы не пропустить холодный воздух, потом – скотчем, но наступает момент, когда продолжать это становится не то чтобы невозможно, но как-то странно, что ли… Тем не менее респект, рамы отработали 78 лет.
А вот и школьная лестница. Старинные перила дополнительно укреплены приваренной железной конструкцией.
Знакомая нам всем картина, надежная такая.
Но не во всём: лестницы в современных школах проектируются ровными, без выступающих кромок, чтобы они не скалывались.
Когда-то архитекторы тоже придумали для этой школы "стильные штучки". Например, вот такие номера для классов.
Или вот такую мелкую, но исключительно прочную, выдержавшую десятилетия беготни мозаику на лестничной площадке.
Сохранившийся в первой школе советский звонок. В новых школах вместо электрических звонков обычные динамики: нужно будет – зазвенят, нужно будет – проиграют мелодию или передадут объявление.
Раздевалка.
"Советский" туалет для мальчиков усовершенствовали с помощью пластиковых дверей и новой сантехники.
Такая электрика – проводка не внутри стен, а поверх, под слоями побелки – тоже настоящий архаизм.
Это класс иностранного языка. Очень удобная доска – "купе", относительно современная, такие удобны и в новых школах. Справа – современная доска-проектор: ее, разумеется, снимут и увезут.
А это класс музыки.

Обновленное здание первой школы передадут учителям в полностью укомплектованном состоянии – с новыми партами, оборудованием и всем, что потребуется. А вот пустынность классов и коридоров старого здания объясняется ещё и тем, что большая часть здешнего имущества перейдёт с баланса первой школы другим школам, которые в нём нуждаются. И речь не только о мебели, которую увезли из первой школы – например, в шестую, 171-ю; на многих площадках даже линолеум сняли, чтобы отдать его в школы, где некоторые классы оказались в плохом состоянии.

– Имущество распределяют среди школ района – у кого какие существуют потребности или предписания надзорных органов. Отдаем абсолютно всё, вплоть до сантехники, перегородок, ламп. Есть садики, где отопление всё ещё вот с такими батареями – и вот туда, где они в аварийном состоянии, мы эти батареи вырезаем и отдаём, – рассказывает директор.

Это пищеблок со столовой. Вот в такое окно ученики после обеда сами уносили посуду.
Это мясорубка. Современные мясорубки в 4 раза меньше. А эта машина намертво закреплена в полу.
И ещё немного штрихов: эта цинковая дверь – в библиотеку.
Историческую стелу сохранят и в новой школе.
И эту табличку, посвященную талантливому выпускнику, тоже. Вместе с табличкой о работе военного госпиталя это три вещи, которые останутся здесь от старой школы.
Новая школа получит дополнительный участок земли: так, будут убраны неиспользуемые в настоящий момент сараи и здания мастерских.
Это не значит, что в новых школах будет в упадке трудовое воспитание – здесь тоже предусмотрены новые мастерские, на первых этажах зданий, вдали от классных комнат, чтобы не мешать ученикам шумом.
А также соседнее неиспользуемое здание, которое ранее занимал Территориальный центр медицины катастроф. МЧС передало земли под ним муниципалитету.
Вот таким будет новое здание первой школы. Старое стояло параллельно ВИЗ-бульвару, у этого – сложная форма, позволяющая получать хорошую инсоляцию. Кроме того, здание многоуровневое – сказывается перепад рельефа местности, к которому адаптирован проект. Предполагается, что, кроме двух спортивных залов внутри, у него будет две спортплощадки снаружи.
Вид на новую школу с ВИЗ-бульвара. Строители и учителя рассказывают: даже конфигурация старой школы уже не отвечает нормам инсоляции, так как положение здания таково, что одна его сторона постоянно на солнце, а вторая – почти полностью от него укрыта; новое здание будет сложнее формой, и поставят его по-другому

– По нашему опыту, построить новое здание обычно стоит даже дешевле, чем реконструировать старое, но при этом это будет именно то, что нужно – не приспособление и не компромиссы, – отмечает Михаил Ладейщиков. – Мы, например, реконструировали садики, пристраивали к ним третьи этажи и так далее – и все равно получалось, что новые строить проще и удобнее. Срок службы железобетонного здания, например, составляет около 100 лет, не так уж и много на самом деле. Ну а первая школа – это не железобетон, он здесь только на первом этаже, перекрытия деревянные. Свои 78 лет здание первой школы отлично "отходило". И тем, кто здесь долго работает, кажется, что сама школа уже просит, чтобы её поскорее заменили – так здесь скрипят старые полы, промокают стены и крыша. Здесь было много хорошего. Но и будет – не меньше.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления