В Екатеринбурге начался процесс паспортизации фасадов: об этом сегодня объявил главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев. Связано это, по его словам, с тем, что самопроизвольное изменение фасадов очень распространено в Екатеринбурге. Среди типичных нежелательных вещей – самовольные входные группы, разномастное остекление лоджий и разные окна, блоки кондиционеров, наружная реклама, которая разрушает облик фасадов.
– Например, вдоль улицы Малышева мы можем видеть хаотично сформированные крылечки в разной высоте, когда собственники зданий просто организуют входные группы, где им удобно – и это не связано в какой-то единый архитектурный ансамбль и не формирует комфортную пешеходную среду. То же касается и элементов наружной рекламы – когда способы этой рекламы разнообразны и используются хаотично – и лайтбоксы, и отдельные буквы, и просто баннеры, и логотипические знаки, которые не подчинены никакому закону, который бы позволил улицу воспринимать как улицу, а не как рекламную ширму, – привёл пример главный архитектор.
В каждом паспорте, по словам главного архитектора, будет содержаться точное обозначение здания на карте, фотоальбом – со всеми фасадами, а также с характерными архитектурными деталями, если такие имеются, развёртка фасадов (это изображение объекта таким, как его задумали – без рекламных конструкций и самопроизвольных изменений), ведомость отделки, схема подсветки. В паспорте также может быть дана схема установки блоков кондиционеров (с "дворового" фасада: со стороны улицы их размещать будет нельзя), схемы возможного размещения рекламы.
Образец паспорта в Екатеринбурге опирается на имеющийся опыт Санкт-Петербурга, Тюмени, Казани, Омска и других городов, где такая практика уже внедрена.
По словам Абдуллаева, нарушение облика фасада будет со временем наказываться штрафами – как несоблюдение правил благоустройства Екатеринбурга. Выявлять самовольные изменения будут квартальные, которые пройдут специальное обучение.
Стоит отметить, что пока неясно, как будут взаимодействовать между собой МУГИСО, к которому перешла функция контроля над размещением наружной рекламы в Екатеринбурге, и Главархитектура.
– МУГИСО нас в свои планы не сильно посвящает, и не думаю, что они сейчас вообще этим сильно озабочены, – прокомментировал Абдуллаев, – но, если соответствующие контакты возникнут, мы согласны с областными уполномоченными органами этот вопрос обсуждать.
Что касается сроков "всеобщей" паспортизации, пока в мэрии с прогнозами осторожны, но тем не менее некие цифры называются: в Екатеринбурге порядка 15 тысяч домов (только жилых), и работа по большей части из них может быть завершена к 2025 году (хотя она в целом способна занять десятилетия, уточнил Абдуллаев впоследствии).
Предлагаем ознакомиться с некоторыми фрагментами разработанной формы паспорта фасадов (пример – Свердлова, 60)
– Механика на пальцах: появляется компания, которая собирается провести капитальный ремонт здания, – рассказывает главный архитектор. – Мы просим их создать паспорт фасада, в котором отражена не существующая ситуация в чистом виде, а то состояние, к которому мы здание хотим привести. Естественно, компания, проводящая капремонт, не пойдёт обрывать вывески собственников – она не имеет этих прав, а мы этого и не просим. Но магазины продаются, перепродаются, появляются новые собственники, которые начинают переделывать рекламные конструкции под себя. И, когда они приходят к нам это пересогласовывать, мы достаём паспорт фасада и говорим, что в соответствии с паспортом у вас тут должен быть не лайтбокс, а световые буквы на определённой высоте такого-то размера. А писать можете всё что хотите: мясо, стекло, овощи, хлеб и так далее.
Тем не менее работу по созданию паспортов будут проводить в четырёх приоритетных направлениях: во-первых, при проведении капремонтов (организация, которая берётся за работу, должна будет перед этим утвердить паспорт фасада), во-вторых, это объекты, фасады которых будут приводиться в порядок перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году, в третьих, это недавно построенные объекты (в этом случае роль развёртки может выполнить эскиз здания) и, в четвёртых, когда собственники, желая внести изменения в фасад, должны будут перед этим утвердить его паспорт. В свою очередь, дома на центральных улицах тоже будут в приоритете по отношению к спальным районам.
Что касается неких общих принципов размещения рекламы на домах Екатеринбурга, в мэрии собираются массово избавляться от лайтбоксов – световых коробов, и баннеров на фасадах, разрушающих их облик: предпочтительны просто объёмные световые буквы прямо на фасаде. В какие именно суммы будет обходиться "нарушение" утверждённого паспортом облика фасадов, пока не озвучивается.
Фото: администрация Екатеринбурга