В Екатеринбурге начали расчищать бывшую "первую площадку" Уралтрансмаша (бывшего завода транспортного машиностроения имени Свердлова) – между улицами Азина, Свердлова, Шевченко и Мамина-Сибиряка.
Здесь построят новый квартал от "Русской медной компании" и компании "Инвест Строй Урал". Вместо цехов тут появятся многоэтажные жилые дома, школы и детские сады, гостиницы, апартаменты, автосервисы и парковки. Главная фишка проекта – для него на поверхность вернут реку Мельковку, которая сейчас течёт по подземным коммуникациям, и сделают пруд.
Первую площадку Уралтрансмаша ликвидировали ещё в 2012 году – перенесли производство на улицу Фронтовых Бригад на Эльмаше. Сейчас демонтаж цехов ведётся со стороны улицы Азина.
Мы сняли, как расчищают промплощадку, с помощью квадрокоптера.
Участок под новый завод занимает 30 гектаров, здесь должны построить около 300 тысяч квадратных метров жилья. По этой территории проложат три новые улицы. Общий объём инвестиций оценивается в 20 миллиардов рублей. Район может получить название "Мельковские кварталы".
В "Инвест Строй Урал" оперативно рассказать подробности про снос огромного комплекса цехов не смогли – в офисе отметили, что руководство в настоящий момент находится как раз на площадке завода, в "РМК" от комментариев пока отказались.
Как рассказал глава общественной организации охраны культурного наследия "Уральский хронотоп" Олег Букин, на территории завода со стороны перекрёстка Свердлова – Шевченко находится объект культурного наследия – "Производственное здание Мельковского механического завода Ф. Е. Ятеса", предыдущее его наименование – "Каменное здание ремонтно-механического цеха бывшей Мельковской золотопромышленной фабрики".
– Я являюсь участником Градостроительного совета при губернаторе, и мы там специально поднимали этот вопрос: я предложил, чтобы до проведения всех работ на участке должны быть разработаны зоны охраны объектов культурного наследия; об этом же говорил Евгений Рябинин, глава Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. То, что снос начали не в этом месте, ничего не меняет: сначала нужно разработать зоны охраны – и только потом должны начинаться работы по демонтажу, – отмечает Олег Букин.
– Первая площадка является родиной всего нашего завода "Уралтрансмаш", – рассказал Е1.RU директор Музейного центра "Уралтрансмаш" Валерий Новиков. – В 1817 году здесь появилась золотопромывальная фабрика. Потом её забросили, но на Урал прикомандировали англичанина Тета Петра Эдуардовича, и под его влиянием здесь появился уже машиностроительный завод, были построены мастерские для производства разного рода машин. Насколько нам известно, его целью было развитие здесь судостроительства – производство оборудования для пароходов. Именно с этих предприятий началось развитие Железнодорожного района Екатеринбурга – тогда это место называлось Мельковская слобода.
Тет продал Мельковский завод своему соотечественнику Гасперу Ятесу (отсюда следующее название предприятия). В советский период завод национализировали, он получил название "Металлист", в 30-х годах здесь начали выпускать буровые установки. А во время Великой Отечественной войны здесь делали танки – сюда перевезли эвакуированные заводы: танковый имени Орджоникидзе, автомобильный имени КИМ и машиностроительный.
В последние годы перед переездом завода, здесь делали продукцию гражданскую и военную: лебёдки для лифтового оборудования и комплектующие для сборки специзделий – самоходных артиллерийских установок.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU