В Екатеринбурге начали делить школы на те, которые подлежат капремонту, и те, которые подлежат реконструкции. Если капитальный ремонт – это более дешевый способ восстановить и осовременить здание, то реконструкция – это способ преобразовать территорию, увеличить численность учеников и сделать школу соответствующей новым нормативам, которые приняли два года назад. Вы, например, знаете, что в каждой вновь строящейся (и реконструируемой) школе должно быть три спортзала? Мы не знали. А это так.
Также изменились требования по столовым, рекреациям и многим другим параметрам – в итоге на одного ребенка вместо прежних 18 метров должно приходиться порядка 24-25 квадратных метров школьного пространства в целом. И если в полностью новых школах эти требования соблюсти проще, то для реконструкции старых существуют ограничения, которые приходится преодолевать.
– В городе-миллионнике очень сложно найти новые участки под застройку: минимум нужен гектар территории, а то и два с лишним. Площадь территории, к слову, тоже нормирована и привязана к числу учеников. А в случае реконструкции школы площадь участка у нас, как правило, остается прежней, – поясняет трудности работ по реконструкции начальник Комитета по строительству городской администрации Николай Сметанин. – В то же время многие школы были построены в 30-х годах буквально из "подручных" материалов. Рассчитаны они были на 50 лет – то есть срок их эксплуатации по факту истёк ещё в 80-х. Как правило, там ослаблены несущие конструкции, и на существующем участке легче провести реконструкцию методом демонтажа, то есть фактически построить новое здание.
Потребность в новых школьных местах в уже сформированных районах растёт, но при соблюдении современных нормативов обычно получается, что новые школы по вместимости выходят такими же – а то и меньше.
– Чтобы увеличить возможности приема учеников, прорабатываются вопросы "совмещаемости". Например, по современным нормам, уроки иностранного языка сейчас рассчитаны на половину класса, то есть на одно и то же число учеников требуется два помещения. Но при этом, допустим, освобождается большое помещение, где полный класс занимался ранее. Его в это время могут занять другие ученики, – рассказывает Сметанин.
Проекты реконструкции, которые подготовили в администрации, предусматривают увеличение численности учеников реконструируемых школ на 30-50%. Но жизнь показывает, что нормативы меняются, а здания стоят долго, поэтому реконструируемые школы спроектированы так, что на каждого ученика приходится даже больше, чем 24 метра. Если требования изменятся и смягчатся – например, из-за изменившейся демографической ситуации – наполняемость классов можно будет увеличить (потенциал увеличения в среднем с 25 до 30 мест).
Сейчас в администрации подготовлены проекты и предпроектные разработки по реконструкции 8 школ в центре города. Изначально их было 10, но в итоге от реконструкции двух школ – 72-й и 99-й – пришлось отказаться, в них будет проведён капитальный ремонт. На их территории есть объекты, которые принадлежат не муниципалитету, а федерации, и снести их полностью или частично ради новых строений нельзя. Актуальные же проекты в Комитете по строительству показали Е1.RU.
1. Школа № 1 на ВИЗ-бульваре
Этот проект в наиболее высокой стадии готовности: рабочая документация прошла госэкспертизу, и если появится областное и федеральное финансирование, школу можно начать строить в этом году и закончить в 2018-м. В ней училось порядка 550 учеников; сейчас там остались лишь старшие классы – более 200 человек. Старое здание в этом году будет закрыто, а далее – демонтировано. "Официальное" увеличение численности после реконструкции, заявленное для госэкспертизы – 850 человек. Но при необходимости она сможет вместить и тысячу.
2. Школа № 80 на Калинина
Рабочая документация по этому проекту направлена на государственную экспертизу. Если она пройдет хорошо, то положительное заключение по ней будет получено в мае, и при начале стройки в нынешнем году ее, как первую, возможно было бы закончить к 2018 году. Здание школы было признано аварийным в 2013 году, сейчас оно закрыто, а ученики распределены по другим учебным заведениям. Занималось там тоже порядка 500 учеников, новый проект вместо старого здания, кстати, очень красивый и предусматривает увеличение численности до 825 человек.
Остальные разработки находятся сейчас на стадии предпроектной документации. Это значит, во-первых, что данные проекты школ могут меняться. А во-вторых, официальных сроков реализации у них еще нет.
3. Новое здание для гимназии № 35 в Пионерском районе, где сложилась одна из самых тяжелых в городе ситуаций с нехваткой мест. Особенность проекта в том, что здесь рядом с нынешним зданием построят новое, рассчитанное лишь на младшеклассников.
4. Школа № 66 в Орджоникидзевском районе: здесь собираются увеличить численность учеников с 550 до 825 методом создания пристроя, в котором, например, разместится новая столовая и спортзал. Сейчас контур этой школы - в форме буквы "Г". Пристроенные корпуса превратят его в букву "Е".
5. Школа № 68 в Орджоникидзевском районе на улице Кировградской. Особенность этой школы – очень небольшая территория земельного участка, со всех сторон окружённого жилой застройкой. Здесь тоже реконструкция будет проведена методом полного демонтажа предыдущего здания. Увеличение мест – с 500 до 875.
6. Лицей № 173 в центре города построен относительно недавно. Он пользуется большим авторитетом, загруженность здесь очень велика, а заявок – ещё больше. Предварительный проект предусматривает, что здесь уберут неэффективные и второстепенные площади – в частности, пристроенное здание бывшего детсада – и построят дополнительные, полноценные корпуса. Планируемое увеличение вместимости – с 750 до 1100 мест. А еще здесь должны построить новый бассейн.
7. Школа № 83 в Железнодорожном районе Екатеринбурга: построенная по типовому проекту 50-х годов, она сейчас обладает небольшой вместимостью – порядка 400 человек. Но у нее достаточно большой участок, поэтому к ней планируется пристроить два дополнительных корпуса, увеличив вместимость примерно вдвое, а площадь – втрое.
8. И напоследок школа № 74 в Верх-Исетском районе Екатеринбурга. Здесь тоже в будущем планируется убрать старое здание и возвести новое. Было два варианта: пристрой или глубокая реконструкция методом сноса. Пока решили пойти по второму пути, поскольку он позволит получить двукратное увеличение численности учеников – до 850 человек.
К сожалению, отмечают в Комитете по строительству, строчки "реконструкция школ" пока нет в федеральном бюджете. Есть только финансирование строительства новых школ. В то время, как для множества районов Екатеринбурга, как и для районов многих городов-миллионников, обновление школы в существующем районе по факту (и по числу жителей) иногда важнее, чем новая школа в строящемся.
– Реконструкция старых школ необходима, поскольку родители, ребенку которого не достается места, не отправят его в новый район в получасе езды от дома, – констатирует Николай Сметанин. – Мы надеемся, что на федеральном уровне политика финансирования будет пересмотрена, и в конце концов мы начнем получать деньги на реконструкцию аварийных и устаревших городских школ.
официальные сайты школ, 1723.ru, Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU