Общероссийская программа капитального ремонта многоквартирных домов изначально преследует благую цель – привести в порядок большинство домов за счет средств собственников. Однако временами эта цель оборачивается серьезными неприятностями, в первую очередь для самих собственников. Несколько примеров того, как капремонт обрастал большими проблемами, – в нашем материале.
Извините, вас затопило...
С весьма неприятной ситуацией столкнулись жители города Урюпинска Волгоградской области, на чьих домах начали ремонтировать кровлю. Старую крышу разобрали, новую поставить до дождей не успели. Постеленная строителями на открытые части кровли водонепроницаемая пленка не выдержала тяжести скопившейся на поверхности жидкости, и вода устремилась в жилые помещения, фактически затопив квартиры жителей дома.
В ходе осмотра пострадавших квартир было установлено, что в семи случаях претензии граждан необоснованны, в двух – сами собственники отказались от составления акта ущерба, в 17 квартирах повреждения оказались незначительными, 19 квартир получили повреждения средней тяжести, 10 – пострадали наиболее сильно. Устранять последствия инцидента будут за счет подрядчиков. При этом людям предлагается два способа компенсации – выплата стоимости ремонта или же собственно ремонт силами подрядной организации. Регоператор же будет контролировать исполнение взятых подрядчиком обязательств.
Кусок фасада – долой
В Адыгее у проверяющих появились претензии к уже выполненным работам по капитальному ремонту дома. В частности, у многоэтажки на улице Юннатов в городе Майкопе обрушился вентфасад. Ремонт на доме закончился в августе. Одним из видов работ было утепление фасадов, а акт выполненных работ был подписан единогласно. При этом стоит отметить, что в доме живет очень много пенсионеров и инвалидов, которые не смогли должным образом проверить качество работ. А оно как раз таки было очевидным. В некоторых квартирах стены оставались сырыми, несмотря на проведенные работы. Региональный фонд капремонта же в упор не замечал недостатков и недоделок, увидев качество работ только после инцидента.
Замерзшие в Иркутске
Недовольны капремонтом и жильцы одного из домов по улице Советской города Иркутска. После проведенных работ в доме появились серьезные проблемы с отоплением, которых раньше не было. Проблемы настолько серьезные, что в одном из подъездов дома батарею, установленную в подъезде, разорвало льдом, а в квартирах, мягко говоря, не жарко.
Кроме того, после всех переделок появился сильный шум при движении воды по системе отопления, часть батарей в квартирах перестала давать тепло, также прекратилась циркуляция воды в трубе отопления, расположенной на чердаке здания. Само утепление труб было выполнено некачественно: некоторые участки системы отопления оказались без какой-либо теплоизоляции.
В Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области объяснили причину произошедшего тем, что после проведенных работ по ремонту системы отопления «качество исполнения которой подтверждено положительным заключением специализированной организации, индивидуальный тепловой пункт не вышел в нормативный рабочий режим». В фонде также отметили, что в настоящее время управляющая компания совместно с подрядчиком производит замену оборудования, что должно вернуть нормальную температуру в квартирах.
Капремонтом, огнем и водой
Несладко пришлось жителям одного из старых домов в Екатеринбурге. Дом пострадал от огня и воды. На второй день работы подрядной организации, которая занималась капитальным ремонтом, дома, на чердаке многоэтажки произошел пожар. По мнению жильцов, причиной пожара стала именно работа управляющей компании, которая демонтировала батареи отопления при помощи «болгарки». По некоторым версиям, отлетевшая искра попала в перекрытие, началось тление. В итоге приехали пожарные, разобрали чердак и пролили очаг возгорания так, что досталось даже квартире на первом этаже. Как и в случае с Урюпинском, вопрос возмещения вреда решала комиссия, в которую вошли представители регоператора, подрядной организации, управляющей компании и собственники.
«Да, примеров некачественно проведенного капитального ремонта хватает. Низкое качество способствует возникновению аварийных ситуаций, как, например, в Урюпинске, – прокомментировал член правления Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (г. Москва), Никита Чулочников. – И здесь выход один – вызывать аварийную бригаду, блокировать ситуацию и составлять протокол с фиксацией ущерба имуществу. Чтобы разобраться со сметной документацией и оценить, какие использовались материалы для финишной и черновой отделки, насколько качественно осуществлены монтаж и настройка установленного оборудования, необходимо обладать определенными компетенциями. Тогда будет осуществляться правильная постановка задач и квалифицированная приемка результатов. Кроме этого, заказчику нужно обладать специфическими коммуникационными навыками и владеть профессиональной терминологией для эффективных переговоров со строительными подрядчиками. В органах управления МКД из состава собственников – совет дома, ТСЖ и других – таких квалифицированных специалистов пока недостаточно, так как до сих пор нет четких профессионально-квалификационных требований для них к занимаемой должности. Чтобы не допустить печальных последствий некачественного капремонта, нужно привлечь к участию и наделить необходимыми полномочиями компетентных специалистов. От имени заказчика – органы местного самоуправления (УК, ТСЖ, ГБУ, ГУП, МУП) для организации процесса, оценки качества и приемки выполненных работ. Ассоциация АКОН направила в Минстрой России меморандум с предложениями оптимизации механизма проведения капитального ремонта жилой недвижимости для эффективной реализации федеральной программы по капитальному ремонту МКД. В конце октября 2015 года Ассоциация открыла на своем сайте сбор подписей под меморандумом для всех неравнодушных граждан».
Руководитель департамента эксплуатации NAI Becar (г. Москва) Денис Сороколетов уверен, что лучшей защитой от неприятных неожиданностей могут послужить правильно оформленные документы. «Подстраховаться от таких случаев никак нельзя. Необходимо, чтобы управляющая организация, совет дома или ТСЖ заключало юридически грамотно составленный договор, по которому передается строительная площадка и все виды ответственности, связанные со строительной деятельностью, – говорит эксперт. – Когда подрядчик принимает строительную площадку, он отвечает за все моменты и назначает ответственных лиц, выдает наряды и допуски. За всё, что происходит на объекте, где проводится капремонт, несет ответственность непосредственно подрядчик. Если в договоре прописаны все моменты по установлению строительных конструкций и инженерии дома, то проблем не будет. Даже если возникнут трудности, связанные, к примеру, с затоплением, подрядчику рекомендуется страховать свою деятельность».
Фото: Фото Алексея Ульянова