![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
В пятницу в администрации Екатеринбурга на общественных слушаниях приняли проект изменений в Генеральный план развития города до 2025 года. Как указал в докладе начальник Главархитектуры Алексей Белышев, поправки вызваны тремя главными причинами: рост численности населения в уральской столице, пересмотр планов по вводу жилья и строительство кольцевой автодороги.
В ближайшие годы в Екатеринбурге начнут развивать четыре новых больших района — два на севере и два на юге города. Выделят землю под высокоскоростную железнодорожную магистраль, которая соединит Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург.
Теперь эти поправки должна утвердить Городская Дума. А мы разбираем новый план с заместителем начальника департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Сергеем Косенко.
— Мы пересчитали технико-экономические показатели Екатеринбурга, — говорит Сергей Косенко. — Прогнозировалось, что у нас к 2025 году население Екатеринбурга составит 1 миллион 400 тысяч человек. Исходя из прогнозного уровня жилищной обеспеченности у нас планировался и определённый объём жилищно-гражданского строительства.
— Но екатеринбуржцев ведь уже больше, чем 1,4 миллиона...
— За 10 лет мы «перевыполнили» самые смелые прогнозы. У нас на 1 января 2015 года только зарегистрированное население города составляет 1 миллион 461 тысячу человек. С учётом планов развития Екатеринбурга, с учётом прогнозной демографии специалисты спрогнозировали новый показатель: к 2025 году планируемая численность населения Екатеринбурга составит 1 миллион 570 тысяч человек. И в зависимости от численности населения (это базовый градостроительный показатель) у нас пересчитывается объём жилищного строительства, зелёных зон, инженерно-транспортной и социальной инфраструктур, которые необходимо будет построить. Пересчитан объём жилищно-гражданского строительства — показатели, закладываемые в 2004 году, по состоянию на 2015 год мы перевыполнили на 2,5 миллиона квадратных метров. Сейчас у нас общий объём жилищного фонда города составляет порядка 35 миллионов квадратных метров жилья, а планировалось 32,5 миллиона.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Кроме количества метров, остальное в жилищной политике шло по плану?
— Изменилась структура жилищного строительства. При разработке Генплана 2004 года предполагалось, что 60% всех новостроек составит многоэтажное и многоквартирное жильё, 40% — жильё индивидуальное. Но ситуация сложилась в пользу многоквартирного жилья. Сейчас его строится 85% и лишь 15% — жилья индивидуального, малоэтажного. Эти показатели были откорректированы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Какие самые главные перемены в Генплане?
— Актуализированным Генпланом определены стратегические направления развития города — например, на юг, в сторону Горного Щита. Концепция «Горнощитский луч», которую разработали несколько лет назад, а сейчас внесли в Генплан, достойна отдельного разговора. Если посмотреть на актуализированный Генплан, мы увидим на нём село Горный Щит и поля, которые предполагались под сельскохозяйственное использование. К сожалению, закон об обороте земель сельхозназначения и рыночные отношения внесли свои коррективы. Поля сначала приватизировали, а потом продали. И теперь возле Горного Щита то, что изначально было полями, сейчас фактически занято индивидуальной жилой застройкой.
— Туда сейчас и застройщики приходят, и люди там сами строят дома.
— «Горнощитский луч» — это такой консенсус, чтобы те самовольные «застройщики» (сейчас это физические лица, часто — молодые семьи, многодетные, освоившие там материнский капитал и заёмные ресурсы, застроив эти поля), могли узаконить свои постройки, чтобы не доводить до сноса, чтобы люди получили возможность зарегистрировать свои строения, прописаться. Но самое сложное — это вопросы транспортной и инженерной инфраструктуры. Ведь никто не закладывал средства в бюджете на строительство дорог в этих полях. Сегодня эти дороги силами жителей выполнены в «строительном» варианте — где-то щебёнка, где-то просто грунтовка. Для того, чтобы они стали полноценными и отвечающими требованиям улицами, необходимо иное качество реализации этих решений.
В новом видении «Горнощитский луч» — это около 6 тысяч гектаров земли, а жилфонд, который здесь заложен — порядка 5 миллионов квадратных метров. Всего этого в Генплане не было. Когда он создавался, в селе Горный Щит и в Полеводстве предполагалось лишь упорядочение застройки без особого развития. А сегодня там, например, уже есть «Экодолье». Земля под ним раньше отводилась под селекционную станцию — там был плодопитомник «Уральский», который оказался в частных руках. В итоге «Экодолье» приобрело этот проект для малоэтажной застройки. Теперь на Генплане эта территория будет не зелёного, а жёлтого цвета, поскольку здесь предполагается жильё. Но — с зелёной зоной в центре района: мы настояли на сохранении парка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— А что ещё яркого появится на юге города?
— На перекрёстке Екатеринбургской кольцевой автодороги и Полевского тракта в Генплане закладывалась промышленно-коммунальная зона. Но эту территорию приобретает группа компаний «Регионы России», и теперь сюда мы «привязываем» проект парка Dreamworks — то, что у нас привыкли называть попросту «Диснейлэнд». В России реализуется всего три таких проекта: помимо Екатеринбурга, ещё в Москве и Санкт-Петербурге. У парка очень удачное положение: он «принимает» западные потоки транспорта — Пермское направление, южные — из Челябинска и Кургана, и через ЕКАД сюда попадает транспорт с Тюменского тракта. Здесь разместится порядка 300 тысяч квадратных метров развлекательных и торговых площадей. Сейчас для парка разрабатывается градостроительная документация.
Кроме того, в юго-западном направлении у нас меняется структура жилищного строительства в посёлке Медный. Ранее он предполагался в «индивидуальном» исполнении, а сейчас мы видим его среднеэтажным — с застройкой высотой до 8 этажей. Увеличение закладываемых объёмов жилищного строительства — с 0,5 до 1,5 миллиона квадратных метров. Почему пошли на увеличение этажности? Опять-таки нагрузка на инфраструктуру: слишком дорогие сети и дороги сюда требуются, и чтобы хоть какая-то экономика тут сложилась, произошёл перевод посёлка в среднеэтажную застройку. Дорогам в Медный запланирована серьёзная реконструкция, но вопрос с ней ещё не решён — по причине отсутствия финансов. В обновлённом Генплане здесь планируется съезд с ЕКАД, а также соединение района Широкая Речка путем пересечения ЕКАД с жилым районом Медный магистральной дорогой районного значения.
Девять масштабных новшеств обновлённого Генплана
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Следующее серьёзное изменение, уже на юго-востоке — это упорядочение территории аэропорта Кольцово в связи с принятием решения о проектировании третьей искусственной взлётно-посадочной полосы. Обратите внимание: серая зона на Генплане — это аэропорт, новая полоса будет в её пределах. Здесь, кроме самой полосы, потребуется строительство инфраструктуры, которая её будет обслуживать. В целом это огромная режимная территория с ограничением доступа, занимающая порядка 700 гектаров. Определилась и упорядочилась сама граница аэропорта. Кроме того, сейчас остаётся открытым вопрос по аэропорту малой авиации, который в старом Генплане закладывался на территории Кольцово. Однако сегодня Министерство транспорта Свердловской области пока не подтверждает его необходимость, дискуссия по нему продолжается, и в обновлённом Генплане нет зоны возможного размещения аэропорта. Мы надеемся, что к моменту внесения документов в Городскую Думу правительство Свердловской области и профильные министерства определятся с этим объектом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Далее, в восточном направлении, в актуализируемый Генплан добавлен нашумевший проект — район Истокский. В действующем Генплане было заложено лишь небольшое развитие посёлка Исток. Но — опять же — здешние территории попали в частные руки, и здесь предложена застройка порядка 4 миллионов квадратных метров жилья. На актуализированном Генплане Истокский — это, во-первых, сам посёлок Исток, въезд в который осуществляется с развязки на улицу Главная. В Истоке развито и будет развиваться индивидуальное жилищное строительство. Далее расположится многоэтажный микрорайон Центральный, который предполагает строительство порядка 2 миллионов квадратных метров жилья (точнее — 1 миллиона 850 тысяч).
Получает развитие посёлок Мостовка — через него появляется перспективная связь района Центральный с выездом на улицу Высоцкого, это второй выезд из района. И намечен ещё один выезд — в юго-западном направлении, в сторону Кольцово. Это все перспективы, которые сейчас просчитываются и оцениваются. Получают развитие районы «Созвездие Арт-Нуво» и «Созвездие Премиум». Упорядочивается застройка в районе Малого Истока — индивидуальные дома от самого посёлка до защитной зоны газопровода высокого давления Бухара-Урал, на месте полей.
— Что значит «упорядочивается»?
— Уточняется качество инженерно-технического обеспечения, упорядочивается улично-дорожная сеть — без особого развития, но опять-таки таким образом узаконивается дачная застройка, которая тут появилась. Застройщики — ДНП «Усадьба» («Усадьба-Север», «Усадьба-Юг», «Усадьба-Люкс») — пока себя позиционируют как дачная застройка, но планируют превратиться в индивидуальную. Это порядка 1 000 земельных участков. Когда по факту дома уже стоят и в них живут семьи, на снос этих объектов никто не решится.
Продолжаем двигаться против часовой стрелки — на север. На месте тепличного комбината УГМК появился новый район »Северная Корона».
— Её в Генплане 2004 года тоже ещё не было?
— Нет. А также, на перспективу, при сносе антенных полей, здесь должен появиться район Молебка. Там есть такая деревня, и такое же название — у будущего жилого района с планировочными районами Молебка-1 и Молебка-2. На его территории будет малоэтажная и среднеэтажная застройка. Антенные поля занимают там территорию в 160 гектаров, которая принадлежит федеральному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»: это режимный объект, который на перспективу подлежит развитию. Расположен он практически на выезде из города на Верхнюю Пышму: с «Северной Короной» они как бы будут «смотреть» друг на друга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Ещё какие-либо новые районы в городе закладываются?
— Перечисленное — это основные изменения, которые касаются жилищно-гражданского строительства. Однако у нас уточнились также промышленно-коммунальные зоны — где-то их стало побольше, где-то поменьше. Например, на юге города их в действующем Генплане предусматривалось гораздо меньше. Однако появились потребности бизнеса по развитию здесь промышленно-коммунальных объектов. Например, здесь уже строится индустриальный парк «ПроБизнесПарк» — через дорогу от уже упомянутого «Диснейленда». Однако он занимает лишь малую часть «промышленно-коммунальных» территорий.
Ещё тут есть территория, которая принадлежит предприятию «Комплекттехмаркет» — это порядка 1 000 гектаров. Они ещё не начали здесь строить, но уже разрабатывают градостроительную документацию, которая легла в основу актуализации Генплана. Также здесь готовится проект «Уралситистроя» — ещё одна промышленно-коммунальная зона. И ещё чуть дальше развивается промышленно-коммунальная зона в районе станции Сысерть — мощный производственно-логистический комплекс, проект которого тоже сейчас разрабатывается.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Какого плана промышленность там разместится?
— Сейчас к проекту есть замечания, они устраняются, далее собственник займётся поиском резидентов с определением тех отраслей, которые здесь будут задействованы. Мы рекомендовали в качестве резидентов рассмотреть отрасли, связанные с пищевой промышленностью, поскольку и в действующем Генплане здесь предусматривалась возможность разместить предприятия именно пищевой направленности.
Ещё из глобальных проектов: в рамках актуализации Генплана уточняется трасса нашумевшей кольцевой автодороги. На Генплане 2004 года кольцевая автодорога должна была соединиться с Полевским и Челябинским трактом несколько южнее Южного лесопарка. Здесь расположена граница Екатеринбурга, и ЕКАД должна была проходить частично в Екатеринбурге, а частично за Екатеринбургом, в Арамиле и в Сысерти. Это проектное решение 2003 года оказалось дорогостоящим, поскольку нужно было построить много пересечений и развязок.
Также для реализации этого проекта был необходим большой снос в районе Большого Истока, и поэтому в Министерстве транспорта и Управлении автомобильных дорог Свердловской области оптимизировали трассу. Этот проект сегодня также в разработке — есть предложение пропустить третий пусковой комплекс ЕКАД южнее урочища Попов Лог, не затрагивая садоводов, которые в 2015 году были крайне возмущены, и провести дорогу через Южный лесопарк. Именно это решение мы отразили в Генплане.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— И сады в итоге почти не задеваются?
— Нет, их не трогают — по крайней мере, пока именно такие материалы поступили к нам от разработчиков проекта.
Ещё глобальные перемены, которые касаются транспорта: в город приходит магистраль ВСМ-2 (высокоскоростная магистраль Москва — Казань — Екатеринбург). Мы её уже отразили на Генплане — на основании материалов общественных обсуждений, которые проводила РЖД в 2014 году по согласованию территории её прохождения. Мы получили на согласование из Министерства строительства Свердловской области материалы по изменению схемы территориального планирования Российской Федерации в области железнодорожного транспорта в части включения в неё высокоскоростной магистрали на участке от Казани до Екатеринбурга. Это порядка 760 километров в целом.
— И эту землю уже выделили?
— Нет, но проект учли в Генплане: выделение земли — это последующие этапы. Пока все города и населённые пункты, через которые пройдёт ВСМ-2, должны внести в свои Генпланы этот проект. Далее будет разрабатываться градостроительный проект планировки линейного объекта, и уже после этого будет выделена полоса отвода, необходимая для строительства магистрали. Далее проводятся мероприятия по компенсации ущерба экологической среде — и начинается реализация. Сегодня у нас на месте будущей магистрали федеральные леса, так что она не может не коснуться зелёных зон вокруг города.
— Отражает актуализированный Генплан какие-либо изменения Железнодорожного вокзала или Южного автовокзала, который на новом Генплане уже стоит на Ботанике, так?
— Напомню, что конкретные объекты на Генплане не отражаются — но выделяются зоны под их возможное размещение. Например, зона красного цвета — это зона жилой и общественно-деловой застройки. Что касается Южного автовокзала, то мы рассматривали вопрос его переноса в Ботанический транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который должен был быть размещён на территории Уральского завода гражданской авиации. Сейчас мощности завода перебазируются, а на его территории проектируется этот ТПУ. Несколько лет назад мы предложили объединить ТПУ с автовокзалом — это был бы мощный транспортный хаб, который принимал бы всех приезжающих — здесь расположено метро, и люди легко разъезжались бы кто на работу, кто по развлечениям. Но на самом деле этот вопрос пока остаётся открытым: я не готов комментировать переезд автовокзала, поскольку это объект регионального значения и находится под контролем структур правительства Свердловской области. Пока нам планы по автовокзалу не подтвердили.
— А скоростной трамвай от Екатеринбурга до Верхней Пышмы — он уже отрисован в новом Генплане?
— Пока нет: поручение губернатора по его внесению появилось позже появления данного чертежа, но мы его учтём. Трамвайная линия соединит район «Северная корона» с центром Верхней Пышмы. По текущим планам, трамвай идёт либо в проектирующийся Северный транспортно-пересадочный узел в районе проспекта Космонавтов, либо до кольца на Фрезеровщиков.
Ещё стоит отметить, что Градостроительный совет Екатеринбурга одобрил концепцию развития территорий, прилегающих к Цирку и телебашне. Одно из решений предполагает изменение трассировки улицы Горького — она в «диагональном» исполнении перейдёт в улицу Степана Разина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
— Областное правительство следит за работами по Генплану? То есть не будет такого, что актуализированный Генплан в городской администрации утвердят, а когда с 1 января полномочия по его утверждению перейдут на уровень субъекта федерации, там скажут, что «всё было неправильно»?
— Мы обязаны свою работу перед утверждением согласовать с субъектом федерации — соответственно, мы вместе работаем с представителями Министерства строительства Свердловской области. И они заинтересованы в принятии изменений в этом году, потому что от этого зависит вопрос финансирования и проектирования третьего пускового комплекса ЕКАД. Пока не будут внесены изменения в Генплан, нельзя проектировать и строить эту дорогу. Министерство в лице главного архитектора Свердловской области и министра знают об этой работе, мы вместе решаем спорные вопросы, более того, они помогают нам снимать замечания областного же Министерства природных ресурсов, которые возникают против нового размещения этого отрезка ЕКАД. То есть работа идёт — в тесном контакте.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)