Недвижимость "Ломал кирпичи и прыгал на балконе Оперного": история архитектора, создавшего "Пассаж", филармонию и УПИ

"Ломал кирпичи и прыгал на балконе Оперного": история архитектора, создавшего "Пассаж", филармонию и УПИ

Изучаем выставку, посвящённую основателю Уральской архитектурной школы.

Бабыкин (справа) воспитал целую плеяду именитых уральских архитекторов. На фото он консультирует архитектора Десятова

"Константин Трофимович Бабыкин. Инженер, архитектор, учитель" – так звучит название выставки, которая открылась накануне в Екатеринбурге. Создатель оригинальных форм нового железнодорожного вокзала города, "Пассажа", Управления железной дороги, основатель Уральской архитектурной школы родился 135 лет назад. E1.RU побывал на экспозиции перед открытием и прошёлся по истории знаковых для Екатеринбурга строений, спроектированных Бабыкиным.

Оперный театр

– За первые "городские" заказы Бабыкин взялся, уже построив несколько объектов на уральских железных дорогах и, в частности, новое здание вокзала, – рассказала главный хранитель музея Наталья Лопато. – Строительство Театра оперы и балета стало для него путёвкой на местный "олимп": на всероссийском конкурсе победил проект архитектора с Кавказа по фамилии Семёнов, однако он не смог приехать на стройку.

В итоге архитектором строительства выбрали Бабыкина – тот сохранил оригинальный проект, однако привнёс и своё: скульптурная группа муз на фасаде театра, декор и барельефы в неоклассическом стиле – всё это доработки Бабыкина. Он же сделал передовые по тем временам конструктивные изменения: в театре впервые в России были использованы перекрытия из железобетона.

– О его подходе к делу потом легенды ходили, – рассказала E1.RU директор Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. – На стройку он приходил в белоснежном форменном кителе, с тростью, и этой тростью обстукивал кладку и конструктивные элементы – на слух определял, хорошо ли сделано. Если плохо – брал молоток, молча громил "халтуру" и шёл дальше.

Кстати, о том, как строился Оперный театр, мы рассказывали в одной из серий проекта "Каменные сокровища Екатеринбурга".

Все макеты зданий на экспозиции сделали студенты Арха

В этот же период благодаря таланту Бабыкина в городском ландшафте появляются здание Делового клуба (современная филармония), новое здание железнодорожного вокзала. По словам главного хранителя музея Натальи Лопато, революцию и гражданскую войну Бабыкин пережил без особых приключений, хотя первое знакомство с новой властью вышло у архитектора достаточно сумбурным:

– В 1917 году, 26 октября, ночью к нему в дом явились люди в шинелях и потащили в театр: заспанного архитектора поставили на балкон зрительного зала и потребовали объяснений, почему у балконов нет опор – не рухнет ли во время народных собраний. Тогда Бабыкин начал доказывать, что перекрытия чрезвычайно прочны и даже стал прыгать на балконе, чтобы убедить недоверчивых комиссаров в качестве работы.

Об истории строительства здания Делового клуба, в котором сейчас размещается филармония, мы тоже рассказывали в проекте "Каменные сокровища Екатеринбурга"

"Пассаж" (здание Товарной биржи)

Товарная биржа открылась в 1925 году. К тому времени у Бабыкина уже сложился стиль – через всю жизнь он пронёс любовь к классицизму, которая выразилась в большинстве его реализованных проектов. Даже сухие и строгие линии Товарной биржи дышали неоклассикой. Изначально на её месте хотели построить казармы, однако поветрие Первой мировой войны быстро прошло, уступив место торговым потребностям города.

Главный хранитель музея Наталья Лопато говорит, что проектное решение биржи было наполнено "романтикой" НЭПа

– Бабыкин намеренно запроектировал такие большие окна, придал "Пассажу" сухой, "коммерческий" стиль – товар нужно было показать "лицом", – пояснила главный хранитель. – Вообще, строительство здания выпало на период НЭП, и в ожидании экономической свободы городские власти рассчитывали сделать из него первый советский шоу-рум.

Таким "Пассаж" сохранился только на фотографиях
Сквер перед ним разбили немного позднее

Управление дороги и ДКЖ

К началу 30-х в городе появилось ещё два детища архитектора, которые по сей день служат "визитной карточкой" улицы Челюскинцев. В 1928 году было сдано Управление Пермской железной дороги, проектирование и пятилетнее строительство которого стоило Бабыкину нервов и огромного труда – у руководства дороги были серьёзные претензии по завышенной смете и по расположению здания. Архитектор "отодвинул" его к вершине холма и использовал более дорогую облицовку. В итоге изменения себя оправдали: Облицовка оказалась более долговечной, чем изначальный вариант, плюс за счёт сдвига участка строительства здание оказалось приподнято над улицей и стало её архитектурной доминантой.

На стадии проектирования и строительства Управления дороги архитектор долго спорил с заказчиком, но в итоге его позиция себя оправдала: здание оказалось архитектурной доминантой улицы

А в 1930-м открылся Дворец культуры железнодорожников – это был единственный случай, когда архитектор попробовал себя в модном на то время конструктивизме, и опыт был успешным: ЦК железнодорожного профсоюза признал постройку одним из лучших клубов своего времени.

ДКЖ имени Андреева Бабыкин проектировал совместно с другими архитекторами

Главный учебный корпус УГТУ-УПИ и ВТУЗ-городок

Этот проект стал самым масштабным для Бабыкина – в ходе тридцатилетнего строительства уже пожилой архитектор занял одну из ведущих должностей в "Уралвтузстрое" – место заместителя главного инженера и руководителя проектного бюро. Теперь он участвовал не только в проектировании зданий, но и в территориальном планировании. Методы контроля у него остались те же: "халтурная" работа была нещадно бита молотком.

Директор музея Елена Штубова: "Юбилей архитектора отмечаем каждые 5 лет, но впервые выставка получилась такой многогранной"

Отец уральской архитектуры

В 1947 году Бабыкин, уже имея за плечами изрядный педагогический опыт, инициирует создание архитектурной кафедры в УПИ, которая стала "колыбелью" высшей архитектурной школы на Урале. Спустя 25 лет она вырастет в отдельный вуз – современную УралГАХА, а десятки его учеников продолжат его же проекты – так, железнодорожный вокзал Екатеринбурга из одноэтажного стал трёхэтажным.

Первый выпуск архитекторов УПИ. Бабыкин – третий слева в первом ряду
Константин Бабыкин с учениками. Последняя фотография архитектора при жизни

Выставка работает с 8 октября по 22 ноября в Музее архитектуры и дизайна на улице Горького, 4а.

Второй раздел выставки – предметы искусства из личного собрания архитектора, которое он отдал в дар городу перед смертью
На выставке также представлены вещи из рабочего кабинета мастера – например, этот старый кульман
Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления