"Константин Трофимович Бабыкин. Инженер, архитектор, учитель" – так звучит название выставки, которая открылась накануне в Екатеринбурге. Создатель оригинальных форм нового железнодорожного вокзала города, "Пассажа", Управления железной дороги, основатель Уральской архитектурной школы родился 135 лет назад. E1.RU побывал на экспозиции перед открытием и прошёлся по истории знаковых для Екатеринбурга строений, спроектированных Бабыкиным.
Оперный театр
– За первые "городские" заказы Бабыкин взялся, уже построив несколько объектов на уральских железных дорогах и, в частности, новое здание вокзала, – рассказала главный хранитель музея Наталья Лопато. – Строительство Театра оперы и балета стало для него путёвкой на местный "олимп": на всероссийском конкурсе победил проект архитектора с Кавказа по фамилии Семёнов, однако он не смог приехать на стройку.
В итоге архитектором строительства выбрали Бабыкина – тот сохранил оригинальный проект, однако привнёс и своё: скульптурная группа муз на фасаде театра, декор и барельефы в неоклассическом стиле – всё это доработки Бабыкина. Он же сделал передовые по тем временам конструктивные изменения: в театре впервые в России были использованы перекрытия из железобетона.
– О его подходе к делу потом легенды ходили, – рассказала E1.RU директор Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. – На стройку он приходил в белоснежном форменном кителе, с тростью, и этой тростью обстукивал кладку и конструктивные элементы – на слух определял, хорошо ли сделано. Если плохо – брал молоток, молча громил "халтуру" и шёл дальше.
Кстати, о том, как строился Оперный театр, мы рассказывали в одной из серий проекта "Каменные сокровища Екатеринбурга".
В этот же период благодаря таланту Бабыкина в городском ландшафте появляются здание Делового клуба (современная филармония), новое здание железнодорожного вокзала. По словам главного хранителя музея Натальи Лопато, революцию и гражданскую войну Бабыкин пережил без особых приключений, хотя первое знакомство с новой властью вышло у архитектора достаточно сумбурным:
– В 1917 году, 26 октября, ночью к нему в дом явились люди в шинелях и потащили в театр: заспанного архитектора поставили на балкон зрительного зала и потребовали объяснений, почему у балконов нет опор – не рухнет ли во время народных собраний. Тогда Бабыкин начал доказывать, что перекрытия чрезвычайно прочны и даже стал прыгать на балконе, чтобы убедить недоверчивых комиссаров в качестве работы.
"Пассаж" (здание Товарной биржи)
Товарная биржа открылась в 1925 году. К тому времени у Бабыкина уже сложился стиль – через всю жизнь он пронёс любовь к классицизму, которая выразилась в большинстве его реализованных проектов. Даже сухие и строгие линии Товарной биржи дышали неоклассикой. Изначально на её месте хотели построить казармы, однако поветрие Первой мировой войны быстро прошло, уступив место торговым потребностям города.
– Бабыкин намеренно запроектировал такие большие окна, придал "Пассажу" сухой, "коммерческий" стиль – товар нужно было показать "лицом", – пояснила главный хранитель. – Вообще, строительство здания выпало на период НЭП, и в ожидании экономической свободы городские власти рассчитывали сделать из него первый советский шоу-рум.
Управление дороги и ДКЖ
К началу 30-х в городе появилось ещё два детища архитектора, которые по сей день служат "визитной карточкой" улицы Челюскинцев. В 1928 году было сдано Управление Пермской железной дороги, проектирование и пятилетнее строительство которого стоило Бабыкину нервов и огромного труда – у руководства дороги были серьёзные претензии по завышенной смете и по расположению здания. Архитектор "отодвинул" его к вершине холма и использовал более дорогую облицовку. В итоге изменения себя оправдали: Облицовка оказалась более долговечной, чем изначальный вариант, плюс за счёт сдвига участка строительства здание оказалось приподнято над улицей и стало её архитектурной доминантой.
А в 1930-м открылся Дворец культуры железнодорожников – это был единственный случай, когда архитектор попробовал себя в модном на то время конструктивизме, и опыт был успешным: ЦК железнодорожного профсоюза признал постройку одним из лучших клубов своего времени.
Главный учебный корпус УГТУ-УПИ и ВТУЗ-городок
Этот проект стал самым масштабным для Бабыкина – в ходе тридцатилетнего строительства уже пожилой архитектор занял одну из ведущих должностей в "Уралвтузстрое" – место заместителя главного инженера и руководителя проектного бюро. Теперь он участвовал не только в проектировании зданий, но и в территориальном планировании. Методы контроля у него остались те же: "халтурная" работа была нещадно бита молотком.
Отец уральской архитектуры
В 1947 году Бабыкин, уже имея за плечами изрядный педагогический опыт, инициирует создание архитектурной кафедры в УПИ, которая стала "колыбелью" высшей архитектурной школы на Урале. Спустя 25 лет она вырастет в отдельный вуз – современную УралГАХА, а десятки его учеников продолжат его же проекты – так, железнодорожный вокзал Екатеринбурга из одноэтажного стал трёхэтажным.
Выставка работает с 8 октября по 22 ноября в Музее архитектуры и дизайна на улице Горького, 4а.