Недвижимость эксклюзив Под Екатеринбургом построят новый район для 134 тысяч жителей: изучаем его по цифрам и картам

Под Екатеринбургом построят новый район для 134 тысяч жителей: изучаем его по цифрам и картам

Какой транспорт пустят в "Истокский" и сколько детских садов обещают сдать.

Таким представляют новый окраинный и "разноцветный" район Екатеринбурга.

3,8 миллионов квадратных метров – столько планируют построить в новом районе "Истокский" на востоке Екатеринбурга, рядом с посёлком "Исток", на бывших землях "УралНИИсхоза". Для сравнения: это примерно в три раза больше, чем в Академическом построено сейчас.

Градостроительную концепцию нового района, сравнимого по населению с Первоуральском (более чем на 100 тысяч человек), готовят к утверждению. Распоряжается этими землями компания "Главсредуралстрой" (в качестве застройщика выступает ЗАО "Амос-Групп"). Техника освоения территории отличается от той, что применяет компания "РСГ-Академическое", которая сама организует процесс строительства в Академе, – участки здесь предлагают под развитие другим организациям-инвесторам. Судьбу "Истокского" лёгкой назвать нельзя: это бывшие сельхозземли, по которым проходит газопровод "Бухара-Урал". Развитие района, безусловно, требует строительства и реконструкции дорог, а также новой инфраструктуры – то есть очень больших затрат.

Ну и каким этот район будет, решить не могут уже много лет. Первый проект планировки разрабатывали в 2009 году в городской мастерской Генплана. Впоследствии, в 2013-м, проектное бюро "Солярис" выполнило его корректировку, которую, впрочем, в мэрии не приняли. Сложно назвать самую главную причину: не хватало многих расчетов; часть застройки расположили в неположенных местах – например, на территории защитной зоны газопровода (по 300 метров в каждую сторону от трубы).

Новую градостроительную концепцию института "УралНИИпроект РААСН" профинансировал инвестор, который уже начал стройку в "Истокском" – московская группа компаний "МонАрх". Разработку проекта возглавляют Григорий Мазаев, экс-главный архитектор Свердловской области, академик архитектуры и главный градостроитель института, и Надежда Титова, начальник отдела градостроительного развития территорий.

Е1.RU удалось ознакомиться с основными параметрами проекта.

Будущий Истокский и его 12 районов. Зеленая полоса, пересекающая район – газопровод "Бухара-Урал" и его защитная зона.

Начнем с того, что планы по количеству жителей – с момента разработки первого проекта планировки в 2009 году – увеличилась почти вдвое: с 73 тысяч человек до 134 тысяч. Но при этом изменили временные рамки: предыдущие проекты предусматривали период до 2025 года, а в новом расчеты идут до 2035 года. Соответственно, в проекте стало гораздо больше среднеэтажного и многоэтажного жилья. Изначально Истокский видели преимущественно малоэтажным, и самый первый проект планировки предусматривал меньше полумиллиона "высотных" квадратов. Потом решили строить больше – в 2013 году называли цифру 1,8 млн квадратных метров в многоэтажках, ну и новый проект подразумевает строительство уже 3,3 млн "квадратов" многоэтажного жилья – из запланированных 3,8 млн.

Жить здесь, по последним расчётам, будет 134 тысячи человек. Транспортную инфраструктуру на всякий случай рассчитывают на 140 тысяч. Что касается рабочих мест, то здесь, согласно проекту, они найдутся для 36-40% трудоспособного населения в разные периоды – то есть порядка 26 тысяч мест к 2035 году. Предполагается, что работать люди будут и в торговой, и в коммунальной, и в социальной, и в производственной сферах. До конца стройки тут должно появиться 39 садиков на 7200 мест и 17 новых школ на 14860 мест.

Далее о районах. Истокский, по текущим планам, будет состоять из 12 планировочных районов, включая один существующий и один производственный. Так, уже застроен поселок Исток. Неподалеку начали строиться малоэтажные Георгиевские дачи и поселок Южный. Остальные районы – это многоэтажный "Центральный", "Покровский" (индивидуальное жилье), "Георгиевский" (преимущественно среднеэтажные дома до 5 этажей), новые районы "Крапивинский" и "Крапивинский-2" (в них предполагается застройка от индивидуальных коттеджей до среднеэтажных домов, чем ближе к центру – тем выше), элитная малоэтажная "Мостовка", "Созвездие-Премиум" (район, где много коллективных садов, а вокруг них коттеджи и среднеэтажные дома), и "Созвездие Арт-Нуво" (тоже сады, индивидуальное и среднеэтажное жилье). А еще между Созвездием Арт-Нуво и Истоком будет район с названием Въездной – здесь хотят разместить технопарк.

Сравним районы по площади...

Разумеется, до тех пор, пока эти районы станут такими большими, пройдёт много времени. Поэтому поселок разбили на "очереди", которые подразумевают строительство жилья одновременно с постепенным развитием инфраструктуры.

Так, первая очередь – это ближайшее десятилетие, с 2015 по 2025 годы, и за это время должны вовсю пойти стройки в Истоке, Центральном, Южном и Покровском – всего 2 миллиона жилых "квадратов".

Вторая очередь – "пятилетка" с 2025 по 2030 годы: активно развиваться будут Мостовка, Георгиевский и оба Созвездия. За это время должно появиться 1,4 млн "квадратов". И, наконец, еще пять лет, с 2030 до 2035 года, будет строиться Крапивинский – всего 350 тысяч квадратных метров жилья.

В таком порядке будут застраивать нынешние сельхозземли.


Всё это должно быть подкреплено строительством дорог. Какие участки из них к какой очереди относятся, предлагаем посмотреть на нашем графике.

Дороги первой очереди должны быть построены в ближайшие 10 лет, второй очереди – в ближайшие 15, и третьей – в ближайшие 20. Правда, откуда возьмутся деньги, на данном этапе ещё неясно.

– Чтобы полноценно начать развитие района "Центральный", в первую очередь, необходима реконструкция существующей улицы Главная, – поясняет начальник отдела градостроительного развития территорий института "УралНИИпроект РААСН" Надежда Титова. – Её предстоит "пробить" до территории новой застройки. В границах красных линий она должна быть шириной 40 метров, ширина дорожного полотна – 15 метров. Проектировали так, чтобы ущерб тем, кто владеет там недвижимостью и землёй, был минимальным.

Улица Главная – основной транспортный проект на период с 2016 по 2020 годы. Кроме неё, нужно проложить половину дорог Центрального района, улицу через Мостовку в направлении улицы Высоцкого – для связи района Истокский с улицей Малышева.

А с 2020 до 2025 года, чтобы увеличить транспортную доступность выросшего района, необходимо будет строительство новой автодороги – номер 8, которая соединит Кольцово и улицу Главную.

– Улица Высоцкого – от ЕКАД до Малышева – должна расшириться, но это довольно трудно, – дополняет Надежда Титова. – Высоцкого и так недавно реконструировали. Эти две улицы – Главная и Высоцкого – необходимы для обеспечения района транспортом. Кроме того, моделирование показывает, что на первых этапах развития района город должен закончить реконструкцию и строительство ЕКАД от Истокского до пересечения с Челябинским трактом.

Согласно предварительным сметам проектировщиков, новая автодорога N8 должна обойтись примерно в полмиллиарда рублей, реконструкция Высоцкого – ещё в полмиллиарда.

Но есть и ещё один фактор, который будет непосредственно влиять на доступность будущего района. Это реконструкция развязки у "Калины". Однако она в планы непосредственно по Истокскому не входит – это существующий автономный городской проект, который стоит более 6 млрд рублей, и когда он будет реализован – пока неизвестно.

Затраты на дороги в новом районе.

Переходим к общественному транспорту. Для первой "пятилетки" (2016-2020 годы) проектировщики определили как абсолютно необходимый новый автобусный маршрут – от Центрального района с выходом на Тюменский тракт – от улицы Главной до метро "Геологическая". Второй автобусный маршрут должен появиться после строительства улицы 1 – он должен соединить Истокский с трамвайной остановкой "Каменные палатки".

Во время второй "пятилетки" первой очереди (с 2021 до 2025 года) запроектировали строительство трамвайной линии от Каменных палаток до района Центральный через Мостовку. У северо-западной границы Центрального у конечной остановки должно появиться трамвайное кольцо, конечные остановки автобусов, перехватывающая парковка. В это же время должен появиться еще один автобусный маршрут – до метро "Ботаническая" через Кольцово (через ту самую автодорогу N8, которую к этому времени нужно построить). Также должен появиться первый местный автобусный маршрут – вокруг района Центральный.

В период с 2026 до 2030 годов понадобятся новые автобусные маршруты, подвозящие людей из новых подрайонов Истокского к основным остановкам трамвая. А ещё к этому времени – в соответствии с планами по переезду УрФУ на Шарташ – в образованный там, по планам, район Университетский, должна пройти троллейбусная ветка – до промрайона Новосвердловской ТЭЦ – и далее в Истокский.

Метро в концепции развития до 2035 года нет вообще. Однако, отмечает Надежда Титова, его строительство не исключено. Вероятнее всего, новые станции будут продолжением проектируемой "красной" ветки, которая пойдет через Каменные Палатки, далее – в район Университета, и потом уже к Истокскому.

Отсюда могут наладить дополнительную железнодорожную связь с городом – проектировщики предложили установить платформу между станциями Глубокое и Хуторята железнодорожной линии Тюменского направления, с организацией здесь пересадочного узла. Сама платформа станции Глубокое должна быть перенесена ближе к району.

Так, в итоге, должна выглядеть схема общественного транспорта.

И, наконец, о коммуналке.

Расходы на проведение газа не будут здесь особенно большими из-за близости газопроводов. Электроснабжение: ведется полная реконструкция электрической подстанции "Нива", мощности нового блока которой должно хватить до периода 2025-2030. А к этому времени будет необходимо построить новую подстанцию – "Солярис" – её место намечено за газопроводом "Бухара-Урал", рядом с районом "Созвездие-Арт Нуво".

Что касается воды, то обеспечение Истокского планируется как с помощью централизованной системы водоснабжения, так и используя местные ресурсы. До 2025 года здесь собираются обходиться местными месторождениями подземных вод – они есть рядом с поселком Исток, и на территории подрайона Цетральный, и за будущим Крапивинским – Верхнебобровские источники. Для них необходимо будет строить насосные станции и водоводы. Централизованное водоснабжение планируется провести сюда в период с 2025 до 2030 годы.

Как будет расти население Истокского: в итоге – вместе с уже живущими здесь, численность должна достигнуть 134 тысячи человек. Это больше, чем Березовский и Верхняя Пышма вместе взятые.


К слову, параллельно с концепцией всего Истокского вскоре может быть утвержден проект планировки подрайона Центральный. Это единственный район, который в результате переделок займет немного лесной зоны – прочие леса удалось освободить от застройки. Часть леса, примыкающая к району слева, должна стать благоустроенным парком с культурным центром и спортивной зоной.

Градостроительный эскиз района.

Особого внимания заслуживает схема движения, предлагаемая "МонАрхом" и архитектурной мастерской Цыцина, работавшими над проектом планировки: это радиально-кольцевая структура улиц, основная особенность которой – особое вытянутое "кольцо" в центре. Движение по нему одностороннее, а внутри кольца расположатся по очереди большой многоуровневый паркинг, дальше – общественный центр, а ещё дальше – парковая зона. Предполагается, что кварталы, образованные в результате, будут свободны от автомобильного движения, окружая социальные объекты.

Вот такими будут в районе дороги и кварталы. Голубые участки в центре кварталов – зоны, изначально оставленные под школы и садики.

Мастерская Генплана в ходе разработки проекта следит за правильностью расчетов. Как рассказала замначальника мастерской Ольга Иванова, плюс последних концепций и проекта планировки состоит в том, что земли под школы и садики здесь были изначально вымежеваны как общественное пространство:

– В "Центральном" предложена радиально-кольцевая композиция: по центру – жилье плюс общественная зона, по периметру – жилье, и между ними – школы и садики, которые предложили связать пешеходным бульваром. Опыт реализации подобных проектов показывает, что если такие участки сразу не выделены как земли общего пользования, то потом, при реализации проекта, эти площадки очень трудно сохранить. Их застраивают, и не только жильем. Очень красивая была когда-то заложена идея в Заречном – там была система внутреннего пешеходного пространства, она была похожа на пульсирующие "бусинки" – и вот в эти "бусинки" в итоге "насадили" торговых объектов, объектов обслуживания автотранспорта, и идея потерялась. А у нас тут целый этап работ был посвящен тому, чтобы вымежевать эти участки как земли общего пользования.

Благодарим за помощь в подготовке материала институт "УралНИИпроект РААСН".

Изображения: УралНИИпроект РААСН, Архитектурная мастерская Цыцина
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления