Башню "Исеть" сдадут и торжественно откроют уже этой осенью. Известно, что в основом там будет элитное жильё, покупатели на которое уже есть, но продано пока меньше половины помещений. Журналистам Е1.RU первым провели экскурсию внутри башни.
Чтобы попасть во второй и самый высокий небоскрёб Екатеринбурга (и самый северный небоскрёб мира), нужно как минимум заранее сообщить номер своей машины на КПП, зарегистрироваться в журнале посещений, получить каску, а также подробную инструкцию "как опасаться на стройке абсолютно всего".
Но не факт, что после сдачи небоскрёба в эксплуатацию попасть туда будет проще. Потому что апартаменты здесь – основной "компонент" башни "Исеть" – стоят по 250 тысяч рублей за квадратный метр (больше 70 миллионов за самую большую квартиру) и являются на этот момент самым дорогим жильём в Екатеринбурге. Со всеми вытекающими последствиями: ограничение доступа для посторонних, консьержи, охрана.
Известно, что покупатели на элитное жильё есть – но пока продано меньше половины помещений. И журналисты Е1.RU отправляются на экскурсию, чтобы увидеть, что теперь там, "за стеклом". Ведь башню собираются полностью закончить уже в этом году.
"Исеть" задумали вместе с комплексом "Екатеринбург-Сити". Изначальный её облик, заданный французским архитектурным бюро Жана Пистра, состоял как бы из двух переходящих друг в друга цилиндров и декоративным элементом – "спиралью" наверху. В итоге проект переделали немцы из бюро архитектора Вернера Зобека. Получился один цилиндр с короной медного цвета.
Сейчас двор "Исети" постепенно превращается из стройплощадки в благоустраиваемую территорию: кругом кучи щебня и песка, паллеты и брикеты строительных смесей. Любопытно выглядит массивное, но одновременно воздушное сооружение на колоннах над главным входом в башню – на уровне второго её этажа. Маляры из серого превращают его в белое.
– Это пешеходная эспланада, приподнятый над землёй двор, – объясняет Михаил Волков, заместитель директора по капитальному строительству и инвестициям ООО "УГМК-Холдинг". – Придомовой территории здесь недостаточно для размещения всех элементов благоустройства, и она "удваивается" за счёт эспланады.
На поверхность "прогулочной зоны на колоннах" можно подняться, в том числе с парковки на лифтах.
Если посмотреть на эспланаду снизу или сверху, то можно увидеть большие стеклянные "фонари" – массивные полусферы, через которые естественное освещение будет проникать во двор, а по вечерам их форму подчеркнёт подсветка. На эспланаде уже лежит земля, которая через неделю станет газоном. При этом за придомовой территорией "Исети" большая часть территории "Екатеринбург-Сити" ещё на долгие годы останется стройплощадкой – готовящейся или рабочей.
На большой территории рядом с площадкой расположены памятники культурного наследия и просто старые дома. Из первых, например, усадьба Казанцева с садом. Из вторых – дом Елового, который отстаивают градозащитные движения.
– Мы сейчас развиваем эту тему – хотим, чтобы сад Казанцева разросся на территории "Екатеринбург-Сити". Будем брать отсюда саженцы. Заключили договор с учёными и садоводами, которые развивают здешние традиции. Они разработали нам проектную документацию по озеленению, и мы будем её применять, – говорит Михаил Волков.
– Получается, отношения с обитателями и защитниками памятников у УГМК улучшились, раз такие договоры подписаны?
– Со своей стороны мы делаем шаги, чтобы их улучшить. Но если с другой стороны есть принципиальное решение не идти на компромиссы – понимаете, есть люди, которые живут прошлым и живут настоящим, и сложно в таких условиях соблюсти баланс и пройти по лезвию бритвы. Мы же продолжаем реставрацию объектов культурного наследия.
– А "средовые" объекты – например, дом Елового?
– До него стройка ещё не дошла.
В "Исети", рассказывает Михаил Волков, 220 апартаментов – на них спроектирован подземный паркинг в расчёте по две машины на квартиру. Он занимает практически всю площадь под башней и её придомовой территорией. Пандус – самую изнашиваемую часть – вручную вымостили гранитной брусчаткой – как на площади 1905 года, только немного помельче, чтобы при пробуксовке машин на поверхности не появлялись колеи, как это происходит на бетонных пандусах.
– Бетон, используемый в строительстве, – это отдельная тема. В нём применена специальная рецептура, которую в Санкт-Петербургском институте разработали специально под наш объект, – отмечает Михаил Волков. – Бетон подобной прочности в принципе не изготавливается на заводах, потому что он сопряжён с наличием специальных щебня, песка и цемента. Его изготавливал бетонный завод прямо на территории "Екатеринбург-Сити", потому что другим организациям, которые могли бы делать бетон по нашей рецептуре, а потом снова "перевооружаться" под обычную, это было бы очень затратно. Он примерно в три раза дороже того, что применяется в жилом строительстве.
Округлую форму коридоров и апартаментов задаёт круглый ствол небоскрёба. Внутри него расположены шесть лифтов. Мы тестируем один из них (новый, корейский, марки Hyundai) – он пока в режиме испытаний и едет быстро, но не особенно – зато потом, обещают строители, до самого верхнего этажа можно будет добраться меньше чем за минуту. На "рабочем" же лифте дорога вверх сейчас занимает порядка пяти минут. По дороге можно оценить толщину мелькающих перекрытий – 350 миллиметров.
На седьмом этаже отправляемся посмотреть шоу-румы – практически готовые апартаменты. Отделка пола кажется мраморной, но на самом деле это керамогранитная плита. Остекление, разумеется, панорамное, и подоконники – из искусственного камня – расположены у самого пола.
– Чистоту стёкол снаружи будет поддерживать эксплуатирующая компания – мы уже моем здание на уровне 30 этажа, с помощью альпинистского снаряжения, – рассказывает Михаил Волков.
– А насколько прочны эти стёкла? Продавить их невозможно, наверное?
– Это триплекс – с внутренней стороны два стекла по 4 миллиметра, между ними плёнка, которая не даст стеклу рассыпаться, даже если оно будет повреждено. Далее – обычное стекло 6 мм, и снаружи – закалённое стекло 19 миллиметров толщиной. Между ними 12 мм, которые заполнены инертным газом – чтобы теплопотери были минимальными.
Под подоконниками – не радиаторные батареи, а узкие конвекторы. Их выбрали за подходящую форму – настолько небольших по высоте радиаторов просто не существует. А ещё здесь "тёплые полы".
Площадь апартаментов – от 90 до 295 квадратных метров, как анонсируется на сайте башни. Мы заходим в 160-метровые трёхкомнатные: жилые помещения здесь – большая кухня-гостиная, спальня и кабинет. В "Исети" три основных типа отделки: классика, хай-тек и модерн.
В каждой квартире – отдельный теплопункт: параметры по отоплению задаются самостоятельно. Можно, например, при длительном отсутствии задать в жилье температуру в 7–8 градусов тепла. Причём сделать это – благодаря системе "электронный дом" – получится из любой точки мира.
– Е1.RU недавно проводил исследование – сколько платят за коммунальные услуги жители элитных и обычных домов. Для "Исети" уже делались предварительные подсчёты?
– Пока нет.
– Но, во всяком случае, "платёжки" здесь будут больше 10 тысяч в месяц?
– Да, больше. Посудите сами, жизнь здесь сопоставима с уровнем сервиса в пятизвёздочном отеле.
– А если брать стоимость только коммунальных ресурсов? Они дорожают за счёт "небоскрёбности"?
– Нет, их стоимость на общегородском уровне.
– А чем отличается здесь система водоснабжения и канализации от обычного дома?
– Здесь четыре технических этажа – третий, восемнадцатый, сороковой и пятьдесят второй. На них сконцентрированы все системы жизнеобеспечения – есть насосные станции, которые "прокачивают" воду на высоту, есть гасящие станции для сточных вод. Представляете, если с 52-го этажа вода будет падать на первый? Перед этим падение каждые 20 этажей "гасится" в специальных ёмкостях.
– На сколько рассчитаны эти системы, если само здание обязано служить не менее ста лет? В них используется металлопластик или что-то другое?
– Любые инженерные системы рассчитаны на меньшее время. Здесь тоже металлопластик, но такого качества, что замена может потребоваться лет через 20-25.
В "Исети" – своя газовая котельная на крыше плюс подключение к общим городским сетям теплоснабжения: его источник, таким образом, может меняться. Энергообеспечение объекта идёт вообще с трёх точек: две подстанции плюс дизель-генератор на случай – если что-то выйдет из строя, он поддержит все жизненно важные элементы, лифты и системы пожаротушения.
Под потолком – лес труб: такая здесь насыщенность инженерными системами. В числе прочих – трубы пожаротушения: здесь спринклерная система ("дождик"), как в гостиницах или офисных зданиях, в то время как в обычных квартирах обычно предусматривается лишь система оповещения.
Поднимаемся до 49 этажа на техническом лифте, а далее – пешком по необустроенной пока лестнице на крышу здания. Уже на крыше поднимаемся на железный "помост" с перилами. Это площадка эвакуации, рассчитанная на вертолёт. Он здесь не садится, но устанавливает эвакуационную кабину, в которую с крыш в случае необходимости транспортируются люди.
– Сейчас мы находимся на самой высокой точке легального доступа в Екатеринбурге, – комментирует Михаил Волков. – Это на 18 метров выше, чем смотровая площадка "Высоцкого".
12-метровую стальную "корону" делали в Китае – компания "Юанда", которая в том числе занималась фасадом "Исети", а также, например, знаменитым стадионом "Птичье гнездо" в Пекине. Коронована "Исеть" с декоративной целью, а цвет короны должен подчеркнуть, что строили самый северный небоскрёб мира уральские медники.
Механическая "рука" на крыше – это машина обслуживания фасадов. Именно к ней крепится "люлька", в которой рабочие будут спускаться вдоль небоскрёба и устранять неполадки в случае их появления.
Кроме того, на крыше расположен наружный блок кондиционерной системы "Исети", обеспечивающей холодом всё здание – ну, примерно как наружные вентиляторы сплит-систем. В целом кровля неэксплуатируемая – здесь не будет смотровой площадки, и даже жильцы в обычном режиме не смогут выйти сюда погулять. Поговаривают, что на самых последних этажах разместятся личные апартаменты гендиректора УГМК Андрея Козицына.
При этом с крыши открывается панорамный вид на центр города – как на ладони пруд, центральные улицы, главные административные здания.
– В будущем есть огромное желание сделать единую пешеходную зону – от Вайнера по Ленина, выйти к "Европе", и оттуда с помощью эспланады для пешеходов "дойти" до Февральской Революции и повернуть в сторону "Исети", – отмечает Михаил Волков.
– Но это, наверное, план на ближайшие десятилетия?
– Почему? Это вполне реально, если муниципальные власти примут такую программу. Это же развитие пешеходной зоны, это в тренде администрации города.
– А какую долю из своих ресурсов может предоставить для этого УГМК, если это интересно холдингу?
– Интересно было бы соединить существующий, сформированный центр города с этим местом. Вы знаете, что генплан 1975 года предусматривал смещение центра города в сторону нынешней улицы Бориса Ельцина? Поэтому здесь в 70-е и построили Дом Правительства, и строительство "Екатеринбург-Сити" – это продолжение того генерального плана. Ориентация на пруд – это очень хорошее решение, подтверждённое мировыми архитекторами, которые говорили, что восприниматься центр города Екатеринбурга будет очень хорошо через гладь воды. И это уникальное место – когда вы видите фото "Екатеринбург-Сити" с противоположной стороны, это смотрится очень привлекательно и интересно, и таким образом формируется лицо города. Концепцию новой пешеходной зоны мы предложили в новом варианте "Екатеринбург-Сити", эта идея исходила от нас – и она была поддержана горадминистрацией. Это городская территория, участвовать в этом будет не только УГМК, ну а как – определится взаимными договорами в будущем.
А вот как увидел башню наш видеооператор:
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / Е1.RU