В Екатеринбурге нынешней весной закончили реконструкцию исторического комплекса в самом центре города – на Горького, 4а, недалеко от Плотинки, между улицей Малышева и проспектом Ленина. Это музейные здания Уральской государственной архитектурно-художественной академии, и они были закрыты целых семь лет, с 2008 года.
После реконструкции памятники уральской промышленной архитектуры в Историческом сквере теперь не отдельно стоящие объекты, а целый комплекс, где из одного здания можно перейти в другое, не выходя на улицу. Открытый двор превратился в большой выставочный зал под атриумной крышей.
Корреспонденту Е1.RU удалось побывать внутри музея до открытия и запуска основных его подразделений.
Чтобы описать это место, одного предложения не хватит: это действительно сердце города, территория Екатеринбургского железоделательного завода, с которого, собственно, и начался город – даже Плотинку построили именно ради работы первого предприятия.
Сейчас от корпусов того завода не осталось ничего: они были деревянными, а в ХIХ веке на этом месте построили каменные цеха уже другого исторического предприятия - Екатеринбургской механической фабрики. Здание кузниц этого завода сейчас занимает Музей природы Свердловского областного краеведческого музея. А остальные корпуса – стена токарного цеха, контора чертёжника, магазин леса и кладовые – достались Уральской архитектурно-художественной академии.
Все эти объекты являются памятниками архитектуры федерального значения. Стену токарного цеха (ту, что "смотрит" на набережную) достроили до выставочного центра, а кроме того, возвели новый корпус – для дизайн-центра.
В 1975 году на отработавшей своё "промплощадке" у Плотинки открыли Музей по проблемам истории и перспективам развития архитектуры Урала – таково было первое название этой территории в новом качестве. Потом акцент сместился на промышленность – и неслучайно: мощная экспозиция крупногабаритной техники уральских заводов в Историческом сквере на Плотинке всё ещё вызывает интерес у горожан и, разумеется, у гостей города. Так что с 1985 года это место стало Музеем истории архитектуры и промышленной техники Урала.
До 2008 года почти вся техника – металлургическая, машиностроительная, от самого первого молота, который приводился в движение с помощью энергии воды до паровых механизмов, прокатного оборудования и прессов, которые работали уже в ХХ веке, располагалась в так называемом Петровском дворике – внутри комплекса, за сохранившейся стеной токарного цеха. Здесь же размещался и бюст Петра I – как дань уважения монарху, волей которого и стартовало развитие Урала как промышленного центра.
– Сейчас бюст Петра I тоже перенесён в Исторический центр, ближе к набережной, как и экспозиция техники, – рассказывает Елена Штубова, директор Музея архитектуры и дизайна УралГАХА. – Можно сказать, памятник Петру пережил три рождения: у него сохранилось "историческое" основание – с момента установки в ХIХ веке бюстов Петру и Екатерине. Мы не проводили "нарочитую" реконструкцию оригинального основания памятника, чтобы оно максимально сохранило прежний вид и фактуру. Сами бюсты утрачены – после революции они были снесены, а на основаниях установлены памятники Юному землекопу и Юному плотнику, впоследствии остатки памятника Екатерине пропали, а постамент Петра перенесли на другую сторону Плотинки – к Уральскому приборостроительному заводу, где на нём, в свою очередь, установили гипсовый бюст Алексея Максимовича Горького. Но гипс – материал непрочный, этот бюст тоже был утрачен. В 1992 году по инициативе УралГАХА бюст Петра был воссоздан по архивным фото скульптором Геннадием Чехомовым, выпускником академии, и отлит заново – на Каслинском заводе. Разместился обновлённый памятник в Петровском дворике, которому он и дал название; в 2014 году в ходе реконструкции его перенесли в Исторический сквер. Здесь он и обрёл своё третье рождение: "короба" после реконструкции исторического комплекса с него сняли совсем недавно.
В 2015 году комплекс откроется, уже превратившись в Музей архитектуры и дизайна – и в Уральский центр развития дизайна (это уже не музейное подразделение, а обучающее и отчасти даже производственное, созданное на базе академии).
– Реконструкция продолжалась почти семь лет, потому что начинали мы её в кризис и заканчиваем в экономически непростое время, – признаётся директор музея. – Так как наш музей ведомственный, относится к УралГАХА, его развитие отражает изменения, которые произошли за последние десятилетия в структуре вуза. В УралГАХА появились факультет дизайна, Институт изобразительного искусства, поэтому мы тоже больше внимания стали уделять истории уральской школы дизайна и художественного образования на Урале, именно поэтому провели ребрендинг музея, и теперь он называется Музеем архитектуры и дизайна.
Выставочный центр
Итак, на месте Петровского дворика сейчас новые выставочные залы – трёхэтажный корпус под стеклянной атриумной крышей. Его непосредственная часть – двухъярусная стена токарного цеха, кладка которой очищена от разрушающихся элементов и обработана составами против эрозии и "высолов" кирпича. Снаружи она оштукатурена, а изнутри видно её настоящую фактуру.
На первых двух этажах будут меняться экспозиции – первая из них открывается уже сейчас и представляет собой международную выставку-конкурс "АрхиПерспектива" – здесь представлены работы не только студентов УралГАХА, но и профильных вузов всей страны. Некоторая часть после конкурса "уедет по домам", "уральские" работы, скорее всего, останутся дольше, а всю выставку можно посетить, например, в Ночь музеев. На третьем этаже корпуса разместятся студии дизайна.
– В обновлённом комплексе зданий установлены современные системы контроля – видеонаблюдение, сигнализация, спринклерная система пожаротушения: вода в случае пожара в виде "дождя" будет поступать из специальных трубопроводов. А в новом помещении нашего архива, где будут храниться ценные документальные фонды музея, установлена газовая система пожаротушения, – рассказывает Елена Штубова.
Продолжаем путешествие по музею: директор подчёркивает, что при реконструкции были учтены современные требования к созданию "безбарьерной среды" для лиц с ограниченными возможностями, которые уже успели одобрить реализованный проект. Подъёмники установлены там, где построить пандус нужной длины и радиуса подъёма нельзя из-за ограничения доступа к другим помещениям. Например, такие установлены при входе в музей и на втором этаже для перехода в конференц-зал – здесь разместить удобный и пологий "длинный" пандус означало бы ограничить вход в помещение архива.
Дизайн-центр
Переходим в полностью новое двухэтажное здание, построенное в бывшем "малом дворике". Это дизайн-центр: на его первом этаже – просторная макетная мастерская, уже с частью необходимого оборудования – пилами, прессами и так далее. На втором этаже – современные дизайн-студии, копицентр, типография и фотостудия.
Бывшие кладовые
Следующий объект, пожалуй, наиболее эффектный с точки зрения историчности интерьера: это бывшие кладовые Екатеринбургской механической фабрики. Здесь даже запах специфический, знакомый, возможно, по подземельям замков и погребам старых винных заводов. Сейчас в "кладовых" размещена экспозиция, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – её тоже можно будет оценить в Ночь музеев. Под стеклом – модели военной продукции стран антифашистского блока. Модели орудий, автомобилей, прожекторов интересны ещё и тем, что создавались они в тот же период, что их прототипы – в первой половине XX века, и проработаны крайне детально – вплоть до того, что в кабинах есть фигурки водителей, а из некоторых орудий можно по-настоящему выстрелить – естественно, если поместить в них "снаряды".
Помимо этого, здесь размещена масштабная выставка фото зданий столицы Урала военного периода – промышленные, стратегические и медицинские объекты, многие из которых в этом качестве воспринимать сейчас крайне непривычно, а также небольшая подборка военных плакатов.
Впоследствии в "кладовых" будет постоянная экспозиция, посвящённая истории индустриального дизайна. Здесь можно будет, например, увидеть макет паровоза Черепановых, тепловоз, разработанный уральскими дизайнерами, оригинальные деревянные камнерезные станки XVIII века мастерской Шахмина и множество других экспонатов, исключительно разнообразных. Ну а что не получится показать "в натуре", здесь продемонстрируют с помощью мультимедиа – например, в музее собран очень богатый видеоматериал об уральском трамваестроении.
Магазин леса
Этот большой зал, где сохранена кровля с деревянными стропилами – бывший магазин леса. В нём будет размещена экспозиция "Архитектура Каменного пояса" – то есть макеты известных зданий, памятников Екатеринбурга и Урала, как существующих, так и уже исчезнувших, документальные и фотоматериалы.
Сумма, в которую в итоге обошёлся проект реконструкции музейного комплекса и строительство новых зданий, по нынешним меркам кажется даже не особенно большой – порядка 300 миллионов рублей.
– Финансирование реконструкции производилось за счет федерального бюджета, так как эти здания объект культурного наследия федерального значения, – поясняет Елена Штубова. – Выделение средств было поэтапным: сначала, например, мы объявляли аукцион на основные общестроительные работы, потом – на коммуникации, следом – на отделочные работы и так далее. К реконструкции исторической части подходили крайне деликатно: практически ничего не изменяли, только укрепляли и реставрировали. Развитие Екатеринбурга накладывало свои обязательства – например, "закрыли контур" комплекса и отреставрировали фасады музея мы уже к саммиту ШОС, поскольку само здание должно было как можно скорее снова стать украшением набережной.
Полноценно функционировать комплекс должен начать к осени 2015 года. К началу учебного периода "запустят" центр дизайна, а весной и летом будут монтировать основные экспозиции, пока находящиеся в состоянии "консервации" и для зрителей недоступные.