Все сделки с недвижимостью будут проходить через нотариальные конторы, которые станут новым звеном между гражданами и Росреестром. Увеличить степень участия нотариусов в оформлении документов предлагает министр юстиции Александр Коновалов, который 2 апреля заявил о разработке такого законопроекта. Предполагается, что дополнительные проверки сократят риски при покупке или продаже недвижимости. Сами нотариусы готовы взять на себя защиту от мошенников, а риелторы не видят смысла в инициативе.
Нотариусы могут получить право регистрации сделок на недвижимое имущество и фактически стать «форпостом предоставления госуслуг», считает Александр Коновалов. Как передает РИА «Новости», нотариусы при этом будут нести ответственность, в том числе имущественную, если сделка не приведет к желаемому результату сторон. По мнению министра юстиции, нотариус должен не просто штамповать документы, а более скрупулезно изучать обстоятельства сделки, предупреждать граждан о всех особенностях и рисках.
Столичные эксперты полагают, что обязательное участие нотариусов в процессе регистрации сделок с недвижимостью и введение для них дополнительной ответственности поможет сократить число мошенничеств на рынке, а также минимизировать риски покупателя и продавца.
Сегодня полномочиями по регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество обладает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а в присутствии нотариусов может заключаться только договор купли-продажи. При этом нотариус не является обязательным элементом сделки – соглашение о покупке жилья может быть заключено и без его участия в простой письменной форме, а затем в обычном порядке зарегистрировано подразделением Росреестра. Обязательное заверение документов у нотариуса существовало до образования регпалаты, когда учетом занималось БТИ. Нотариус Любовь Коровина считает, что нынешняя инициатива властей – возврат к хорошо отработанной практике, которая на самом деле помогает людям не попасть на удочку мошенников. По ее словам, это серьезный прорыв и первый шаг к латинскому нотариату. Например, во Франции именно нотариус является центральным звеном, с участием которого совершаются все сделки. Даже деньги за объект недвижимости направляются покупателем на счет конторы, а продавцу перечисляется сумма за вычетом подоходного налога.
«Сегодня мы часто сталкиваемся с различными нарушениями, срываются даже крупные сделки. Например, был случай, когда недвижимость продавалась по доверенности, в договоре это заранее не было прописано, а в итоге оказалось, что документы подписаны не собственником, а доверенным лицом. Мы выявили этот факт, и сделка не состоялась, – вспоминает нотариус. – Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, ее участники информируются о тонкостях, в том числе о порядке расчета друг с другом, поэтому риски снижаются. Тогда как сотрудникам Росреестра, принимающим документы, не вменено в обязанности даже сверять фотографию в паспорте с человеком, который предоставляет пакет документов на регистрацию».
Как отмечают эксперты, пока люди обращаются к нотариусам неохотно. По словам замдиректора РК «Марис-недвижимость» Максима Веретенникова, сейчас все сделки заключаются при наличии договора купли-продажи в простой письменной форме без нотариального заверения. Здесь играют роль внушительные дополнительные расходы на оформление сделки – один процент от суммы сделки за услуги нотариуса помимо той же госпошлины в Росреестре. Поэтому, по мнению эксперта, не стоит делать согласование документов у нотариуса обязательным на все сделки. «По сути таким образом нотариусы будут дублировать часть функций Росреестра», – подчеркивает собеседник.
По мнению начальника юридического отдела компании «IBC-недвижимость» Лилии Галимовой, участие нотариуса в процессе купли-продажи упорядочивает оформление документов и приводит их к цивилизованному виду. В большей степени это будет полезно тем людям, которые не обращаются в агентства, а работают с собственниками, подписывают договор и идут в регистрационные органы, которые только регистрируют факт перехода права, а не проверяют документы.
Но Лилия Галимова обращает внимание, что любая проверка не может гарантировать стопроцентной чистоты сделки и полностью обезопасить от качественно подготовленного мошенничества. «К нотариусам мы приносим те же документы, которые необходимы для регистрации сделки и права собственности в Росреестре, например, выписки из ЕРГП, справку об оценочной стоимости квартиры, – добавляет эксперт. – Они могут проверить паспорта, подписи и другие документы на подлинность, увидеть, есть ли обременения или аресты у недвижимости, удостовериться, к примеру, действительно ли человек хочет именно продать, а не подарить жилье. Но могут быть настолько хорошо спланированные мошенничества, что выявить их на этапе просмотра документов и личном общении с участниками сделки невозможно».
Дополнительные функции у нотариусов, а значит и новый порядок действий на рынке недвижимости, появятся после того, как вступит в силу закон о нотариате. Как отмечает Любовь Коровина, часть изменений уже действует: нотариусы получили возможность отправлять документы на регистрацию самостоятельно, имущественная ответственность за результаты сделки и ее страхование существует давно. Полностью новая схема работы может быть запущена в сентябре текущего года.