Свидетельство о праве собственности на квартиру (в простонародье – «зеленку») не носят в кармане, не предъявляют по первому требованию милиционерам и не показывают при устройстве на работу. Но от этого оно не становится менее ценным. Что делать, если вам случилось потерять «бумажку на миллион»?
Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество относится к разряду тех документов, про которые вспоминают всего несколько раз в жизни. «Этот документ выдается на основании договора о купле-продаже или договора о приватизации квартиры. Свидетельство подтверждает право собственности и содержит информацию о субъекте. Это фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные владельца. Также присутствуют сведения об объекте права», – поясняет руководитель отдела жилой недвижимости АН «Авангард-дом» Олег Гируцкий (г. Пермь).
Обычно такое свидетельство хранится дома в самом дальнем ящике комода, рядом с каким-нибудь аттестатом и свидетельством о рождении. Но жизнь полна неожиданностей: вполне вероятно, что именно в тот момент, когда вам понадобится свидетельство на квартиру (к примеру, если вы решили ее продать), в нужном месте документа не обнаружится. В этом случае свидетельство о праве собственности придется восстанавливать. «Ничего страшного в этом нет. Следует просто сразу обратиться в регистрационную палату, – успокаивает генеральный директор сети агентств недвижимости «Эксперт» Елена Андреева (г. Уфа). – И не стоит опасаться чего-то плохого. Люди боятся, что потеря свидетельства грозит незаконной продажей их квартиры. Но это не так. Самое плохое, что может произойти в этом случае – так это потеря времени и финансовые затраты, связанные с восстановлением документа».
С тем, что потеря свидетельства не таит в себе ничего страшного, соглашается и руководитель отдела жилой недвижимости АН «Казань-дом» Руслан Рафиков (г. Казань): «Это все равно что вы потеряли бы любой другой документ. Здесь, конечно, приятного мало, но все восстанавливается без особого труда. Просто надо быть внимательнее».
Итак, если уж случилась непредвиденная потеря, в первую очередь, советуем вам обратиться к специалистам Управления федеральной регистрационной службы. Здесь заявитель повторно получит документ, который будет подтверждать право собственности. Стоит отметить, что при потере свидетельства о государственной регистрации недвижимого имущества его владелец не теряет право собственности на него.
Чтобы получить повторное свидетельство, гражданину необходимо представить в управление заявление, документ, удостоверяющий личность и квитанцию об оплате государственной пошлины. Ее размер невелик – 100 рублей для физических и 300 рублей для юридических лиц. Повторное свидетельство регистрирующий орган выдаст через три рабочих дня. Оно будет содержать те же сведения, что и оригинал: информацию об объекте недвижимости (адрес и описание помещения), информацию о собственнике (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянной регистрации), вид зарегистрированного права (собственность, доля собственности) и основание права собственности (договор приватизации, купли-продажи или дарения). Единственное отличие нового документа будет состоять в том, что на лицевой стороне появится информация об утраченном свидетельстве (серия, номер и дата выдачи).
Повторное свидетельство о праве собственности граждане и юридические лица могут получить в обособленном отделе УФРС по месту нахождения объекта недвижимого имущества.