Прямая линия Владимира Путина длилась четыре с половиной часа — и за это время у него ни разу не спросили про Свердловскую область. Хотя до сих пор почти ежегодно общение главы государства с народом и прессой не обходилось без вопросов об Урале.
Зато в самом конце президент ответил на вопрос корреспондента BBC, который напомнил ему, что Борис Ельцин просил «беречь Россию», и спросил, уберег ли он страну? Владимир Путин ответил, что не только уберег, но и помог ей отойти от края пропасти и сохранить свой суверенитет.
— Обращаю ваше внимание на то, что вы сказали в отношении Бориса Николаевича Ельцина. Всё было как бы хорошо: его покровительственно хлопали по плечу, не замечали, когда он немножко прикладывался к рюмочке. Он был очень приятен во всех западных кругах, — напомнил Владимир Путин.
Но как только Ельцин восстал против бомбардировок Югославии, его начали гнобить и называть «алкашом».
Полный ответ Путина корреспонденту русской службы BBC
— Я считаю, что не просто уберег, я считаю, что мы отошли от края пропасти. Всё, что происходило с Россией до этого и после, вело нас к полной и тотальной утрате нашего суверенитета. А без суверенитета Россия существовать как самостоятельное государство не может.
Обращаю ваше внимание на то, что вы сказали в отношении Бориса Николаевича Ельцина. Всё было как бы хорошо: его покровительственно хлопали по плечу, не замечали, когда он немножко прикладывался к рюмочке. Он был очень приятен во всех западных кругах.
Как только он поднял голос в защиту Югославии, как только он сказал, что это (бомбардировки страны. — Прим. ред.) противоречит международному праву и уставу ООН, как только он сказал, что это недопустимо в современной Европе — наносить удары по Белграду, по столицу европейского государства без санкции Совета безопасности ООН, его тут же начали преследовать, тут же начали его обзывать: он такой-растакой, алкаш и прочее. Разве вы этого не помните?
Я сделал всё, чтобы Россия была самостоятельной суверенной державой, которая в состоянии принимать решения в своих интересах, а не в интересах стран, которые подтаскивали ее к себе, похлопывая по плечу, чтобы использовать в своих целях, — сказал Владимир Путин.
Мы спросили двух политологов, московского и екатеринбургского, почему вдруг Владимир Путин публично высказался о возможном пристрастии его предшественника к алкоголю. Также эксперты ответили, чем эта прямая линия отличалась от предыдущих.
Сергей Станкевич, политолог
— На мой взгляд, не было необходимости в упоминании слабостей Ельцина, тем более в ответе корреспонденту BBC. Стив Розенберг очень много лет работает в Москве. Это матерый волк в журналистике, он умеет сформулировать трудный вопрос.
Думаю, эта деталь не была необходимой. Какие там были проблемы — все помнят, но после многих лет на первый план выходят достижения. В контексте того, что Ельцин свое отработал, проблемно и трудно, противоречиво и передал политическую эстафету со словами «Берегите Россию». Тут надо было как-то остаться в позитивном ключе без этой мелкой детали, из которой сейчас могут начать раздувать нечто большее, — отметил Сергей Станкевич.
А позитив в чем?
Ельцин смог, несмотря на то что это могло противоречить сиюминутным материальным интересам: кредитам, формам иностранной помощи в адрес России, — принципиально вступиться за Югославию.
Ельцин обозначил предел уступок и компромиссных маневров, на которые в этот момент могла идти Россия, переживавшая крайне сложные времена. Мне кажется, это было важнее в дискуссии с корреспондентом BBC, — сказал Сергей Станкевич.
Эксперт не согласился с корреспондентом E1.RU, что регионам в этом году досталось меньше внимания, чем обычно.
Внимание было распределено неравномерно. Прозвучали Красноярск и Новосибирск, даже до Чукотки дошли, вопрос задавало радио «Пурга». Но не прозвучал Екатеринбург, хотя это уральская столица. И Владивосток не прозвучал, а это крайне значимые города России. Может быть, поэтому у уральцев осталась некоторая неудовлетворенность. Основные проблемы внутренней политики прозвучали. Главным лозунгом общения президента с народом стала фраза «О доме думать надо», пусть даже изначально она прозвучала в анекдоте.
Про Екатеринбург было бы уместно вспомнить в контексте дефицита инженерных кадров.
— У нас кризис в этой сфере. И кому, как не индустриальному Уралу, говорить об этом? — сказал Сергей Станкевич.
Алексей Шабуров, политолог
— Пассаж про Ельцина во многом повторяет то, что Путин говорил в интервью Такеру Карлсону, правда, именно про «рюмочку» тогда, кажется, не звучало. Наверное, противники Ельцина этим воспользуются, но я не думаю, что будут какие-то последствия, — считает Алексей Шабуров.
Он отметил, что в этом году организаторы прямой линии решили сменить жанр и сценарий мероприятия. Заметно, что в этом году старались отойти от локальных вопросов из регионов — их было минимум, а даже если они и были, то через них был переход на более общий разговор о проблеме в целом.
— Поэтому губернаторам в этом плане повезло — для них эта прямая линия стала очень легкой и приятной.
Значительная часть эфира была посвящена СВО, военнослужащим и ситуации в «новых регионах». Вероятно, это в том числе связано с международной обстановкой: Путину было важно послать определенный набор сигналов мировому сообществу. На это ушло достаточно много времени. Например, детальные ответы на вопросы из «новых регионов» были призваны дать понять, что Россия от этих территорий отказываться не намерена, — сказал Алексей Шабуров.
Он предположил, что тематика и жанр прямой линии изменились в том числе и с пожеланиями самого Путина. В прошлые годы ему приходилось в ручном режиме решать проблемы, которые должны решаться мэрами и губернаторами.
— Теперь от этой роли он решил отойти (опять же, к радости мэров и губернаторов). Но такое изменение акцентов может разочаровать часть россиян, для которых Путин по-прежнему остается последней надеждой, своего рода волшебником, который может решить любую проблему. В этот раз такого «волшебства» практически не было, — сказал Алексей Шабуров.
Политолог заметил, что ответы на экономические вопросы были примерно такими же, что и всегда. Они укладываются в тезис «в среднем мы растем, но проблем еще много». Рост цен, как и в прошлом году, объясняется в этой трактовке ростом доходов граждан.
— По другим вопросам также было заметно стремление «сгладить углы» и не заострять проблемы. Возможно, всё дело в том, что в этот раз решено всё-таки было сделать акцент на тематике СВО. По сравнению с прошлым годом этой теме уделялось больше внимания — как в расчете на внутреннюю аудиторию, так и на внешнюю. При этом нельзя сказать, что по внешнеполитическим вопросам звучали какие-то новые тезисы. За исключением, пожалуй, Сирии, насчет которой Путин впервые дал развернутое понимание ситуации, причем очень сдержанное и дипломатично сформулированное, — рассказал Алексей Шабуров.
Следили за прямой линией президента?
Вопросы из Свердловской области всё же транслировали на экраны в зале Гостиного двора, но они остались без ответов главы государства.
О том, как проходила прямая линия, мы рассказывали в онлайн-трансляции. Например, президент высказался о проблемах в медицинской сфере и пообещал, что больше не будет никаких лимитов по льготной ипотеке. Все новости можно найти по ссылке.