Обращение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко к мэру Екатеринбурга Алексею Орлову стало одной из самых громких новостей недели. Она посоветовала главе города пересесть на автобус. Председатель федерального собрания вспомнила про проблемы общественного транспорта в Екатеринбурге не случайно — ей пришлось погрузиться в детали уральской жизни, потому что в Совфеде прошли дни Свердловской области.
Главные чиновники Екатеринбурга и региона ради них отправились в столичную командировку. Они рассчитывали получить поддержку для глобальных проектов, которые много лет будут приносить деньги свердловчанам или просто сделают жизнь в Екатеринбурге и области более удобной.
Закончилось всё тем самым заседанием Совета Федерации, на котором Валентина Матвиенко пожурила мэра города. До этого такие дни проходили аж 10 лет назад, в 2014 году. Главные действующие лица с тех пор не поменялись: Евгений Куйвашев рассказывал о Свердловской области Валентине Матвиенко.
Вспоминаем 2014 год
Мы вспомнили, какие проекты поддержали сенаторы 10 лет назад и проверили, какие из них в итоге воплотили в жизнь.
Свердловские власти просили выделить деньги на достройку ЕКАД — через восемь лет кольцевую автодорогу наконец-то замкнули. Для подготовки новых кадров хотели сделать кампус УрФУ в Новокольцовском и построить технополис. Отчасти и это удалось: около Екатеринбург-Экспо появился студенческий городок, а в районе перекрестка улицы Высоцкого и ЕКАД открыли Технопарк Университетский.
Горожане очень надеялись на строительство второй ветки метро к Чемпионату мира по футболу, но даже под таким предлогом добыть деньги на подземку не получилось. Вторая ветка по-прежнему существует только в виртуальном мире.
Еще десять лет назад было очевидно: уникальному институту Охраны материнства и младенчества нужна новая клиника. Ее собирались построить в Академическом микрорайоне. Прошло десять лет, в Академе появились сотни новых домов, но вот НИИ ОММ и Медицинская академия остаются на своих местах в давно устаревших зданиях.
О чем попросили Совфед 10 лет спустя?
Про вторую ветку метро речи не было. Валентина Матвиенко сама сказала о ней на заседании и сообщила, что это далекие мечты.
Свердловчане просили сенаторов поддержать строительство очистных сооружений для Кушвы и Красноуральска, где будут открываться новые производства.
Уральский политехнический колледж собираются объединить с автодорожным и транспортным колледжами. Получится гигантский техникум, который будет выпускать по несколько тысяч специалистов ежегодно и поможет избавиться от дефицита кадров.
Грузы из разных стран с Востока и Севера будут везти через Екатеринбург. Для этого в Свердловской области строят «Сухой порт» — два логистических центра «Уральский» и «Екатеринбург». Чтобы они работали на полную мощность, нужно строить новые дороги и расширять действующие. В частности — северное полукольцо ЕКАД и транспортный коридор из Екатеринбурга до арктических портов Ямала с выходом к Северному морскому пути.
«Наземное метро» — проект развития городской электрички, которая должна связать кольцом все районы города.
Свердловские власти еще раз настойчиво попросили Совфед помочь с переездом НИИ ОММ из центра города в Академ. Возможно, со второго раза получится.
Свердловская область — зона рискованного земледелия. Уральская делегация осмелилась попросить хотя бы частично профинансировать строительство огромного тепличного комплекса. С ним регион на 80 процентов сможет обеспечивать себя овощами.
Проекты, которые попадут в итоговое постановление Совфеда, будет рассматривать правительство. Все они оцениваются в миллиарды рублей. Не каждый из них получит деньги, но если не просить — то финансирования не будет точно, отметил политолог Алексей Шабуров.
— Подобные презентации регионов в Совете Федерации имеют две стороны: внешнюю публичную и внутреннюю бюрократическую. На внешнем уровне это попытка еще раз озвучить свои амбиции, это возможность пообщаться с федеральным руководством, публично напомнить о своих проектах, получить упоминания в федеральных СМИ. В этом плане такие мероприятия можно сравнить с участием в выставках, — рассказал Алексей Шабуров.
По его словам, с бюрократической точки зрения есть момент, который мало заметен широкой публике.
— По итогам таких мероприятий Совет Федерации должен будет принять постановление, в котором он официально попросит правительство РФ поддержать те или иные проекты, заявленные руководством области. Речь идет именно о выделении федеральных денег. И конечно, для области важно по максимуму включить туда свои предложения. Безусловно, тот факт, что проекты попадут в этот документ, еще не означает, что на них выделят деньги. Здесь потребуется еще много работы с правительством.
Но постановление Совета Федерации — бумага в любом случае серьезная, и рассматривать ее правительству придется.
— Что касается самих заявленных проектов, то разброс направлений там большой: от наземного метро в Екатеринбурге до очистных сооружений в Кушве. Объединяет их то, что своими силами региону профинансировать всё это будет сложно. Скорее всего, на очистные получить деньги будет проще, поскольку этот вопрос имеет более яркую социальную окрашенность. В случае же с наземным метро правительство всегда может сказать, что ситуация в стране сложная и с наемным метро лучше повременить, — отметил политолог.
Что из этого будет сделано? Выбирайте один или несколько вариантов
В этом году в Совет Федерации перешел экс-полпред президента в УрФО Владимир Якушев.