Все знают, что уроженца Свердловской области принято обвинять в развале СССР. Так говорят, обсуждая Бориса Ельцина — спорное утверждение, вокруг которого можно бесконечно ломать копья. Но очень редко вспоминают, что был еще один свердловчанин, который буквально попытался спасти СССР. Это Сергей Алексеев, один из авторов Конституции России.
28 июля исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого юриста. По нашей просьбе первый проректор Уральского государственного юридического университета Максим Гончаров рассказал, как документ, который подписал Алексеев после заключения Беловежских соглашений, должен был помешать развалу страны.
Сергей Сергеевич Алексеев (1924–2013) — советский и российский ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор Свердловского юридического института (ныне УрГЮУ). Председатель Комитета конституционного надзора СССР (1989–1991), основатель и первый директор Института философии и права УрО РАН, один из авторов текста действующей Конституции РФ.
— Часто мы слышим об Алексееве как правоведе, ученом, написавшем огромное количестве научных трудов и учебников, по которым до сих учатся студенты юристы всех постсоветских государств. Но при этом Сергей Сергеевич сделал и огромный вклад в политико-правовую практику развития советского и современного российского государства. В частности, именно благодаря ему была совершена одна из самых известных и юридически аргументированных попыток остановить анархичный развал Советского Союза, — рассказал Максим Гончаров.
Напомним, 8 декабря 1991 года главы трех советских республик (РСФСР, Белоруссии и Украины) сделали официальное заявление и подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).
— Целью такого заявления и соглашения на самом деле было не создание некого международного объединения, а по факту желание юридически объявить о прекращении существования СССР как суверенного государства. Юридически такое заявление глав республик было ничтожным, но бороться с произошедшим смог только действовавший тогда под председательством Сергея Сергеевича Алексеева Комитет конституционного надзора СССР, — рассказал Максим Гончаров.
11 декабря 1991 года комитет принял официальное заявление, в котором дал конституционно-правовую оценку принятым документам. Как заявление глав республик, так и и Соглашение об образовании СНГ в части прекращения существования СССР были признаны «политическими и не имеющими юридической силы».
— Надо отметить, что, несмотря на сложную политическую обстановку, Комитет конституционного надзора оставался органом, который продолжал принимать решения строго в рамках права, основываясь на нормах права, а не руководствуясь политической целесообразностью или конъюнктурными политическими настроениями. Очень ценно, что в заявлении Комитета прозвучал призыв соблюдать принцип равного статуса всех союзных республик, невозможность принимать решения в одностороннем порядке (соглашение приняли только три союзные республики в лице своих глав).
Именно на этих принципах основаны сейчас все федеративные государства мира, благодаря им остановлены тенденции к развалу ряда стран мира. Стоит отметить, что и борьба за сохранение территориальной целостности России была основана именно на этих принципах (препятствованию выхода из России Татарстана и Чечни в 90-е годы), — напомнил Максим Гончаров.
Вторая угроза, на которую обратил внимание комитет — это утрата преемственности и создание «правового вакуума» в связи с отказом от признания преемственности с правовой системой СССР.
— Одномоментное прекращение действия всех правовых актов Союза на территории новых суверенных государств на долгие годы ввергло правовые системы этих республик в лихорадочные экономические и политические процессы, не прекращающиеся в ряде территорий до сих пор, — рассказал Гончаров, — Верховенство права, конституционная законность и общепризнанные принципы права должны были быть во главе всех политических и правовых процессов в декабре 1991 года. В этом состояла позиция Сергея Сергеевича Алексеева, проигнорированная тогда. Это повлекло катастрофические последствия для всего советского общества.
Внучка Сергея Алексеева, Анна Александровна, вспоминает, что не государственное устройство волновало его в первую очередь.
— Своим главным достижением на посту руководителя Комитета конституционного надзора он считал не заявление по поводу Беловежских соглашений. Для него очень важной была отмена института прописки, которой он добился. Потому что на первом месте для него было то, насколько государство может реализовать и защитить права человека, — рассказала Анна Алексеева. — Я не могу сказать, что Сергей Сергеевич был человеком, который ратовал за Советский Союз. В этом случае он, скорее, думал о том, что останется от права в новых государствах, которые образуются в случае распада СССР. И мы видим, что распад государства — большой вызов для его правовой основы, потому что в конечном счете попираются конкретные права его граждан. Он понимал последствия прекращения СССР.
Как вы считаете, можно ли было предотвратить распад СССР?
Почитайте также интервью с последним министром юстиции СССР Сергеем Лущиковым. Он винит в распаде страны Советов Михаила Горбачева.
Кстати, в Екатеринбурге открылся после переезда музей, посвященный советскому быту. Посмотрите фоторепортаж и окунитесь в атмосферу застойных и перестроечных времен. А если вы считаете себя знатоком советского быта, то проверьте знания с помощью специального теста.