Жительница Свердловской области уже полтора года ждет выплаты за гибель сына на СВО. Уроженец Донбасса Александр Папуна участвовал в боях на Украине с 2014 года. В 2021 году он вернулся к маме, которая жила в Рефтинском, но после начала специальной военной операции снова уехал в ДНР. Там он записался в добровольческий батальон «Сомали».
Александр погиб 24 октября 2022 года, а его мама, Наталия Левицкая, обратилась к властям Донецкой народной республики за выплатой, которая положена в таких случаях — пять миллионов рублей. Прошел год, прежде чем ей перечислили половину этой суммы и объяснили, что оставшаяся часть положена отцу погибшего. Проблема в том, что тот тоже служит, но в украинской армии, и не претендует на выплату, говорит Наталия.
Семья Александра — из донецкого города Волноваха, она разделилась после 2014 года. Наталия переехала от войны в свердловский поселок Рефтинский. Ее сына похоронили на местном кладбище.
— Исполнилось полтора года, как погиб мой мальчик, но до сих пор нет положенных выплат. В декабре 2023 года я получила два с половиной миллиона рублей, хотя по закону в случае гибели выплачивают пять миллионов. В правительстве ДНР, куда я обращалась, ответили, что вторая половина выплаты полагается отцу, но его отец служит в ВСУ, и это никого не смущает. Самое главное — соблюсти букву закона. Даже Сашино довольствие за октябрь 2022 года поделили на две части. В январе 2023 года я получила половину, вторая непонятно куда пошла, — рассказала Наталия Левицкая.
Она обращалась в Генеральную прокуратуру и в марте 2024 года получила ответ, что обращение для проверки направлено в Военную прокуратуру Объединенной группировки войск.
Получить половину выплаты Наталии помог свердловский депутат Госдумы Максим Иванов. От корреспондента E1.RU он узнал, что женщине перечислили только часть положенной суммы. По словам Иванова, он подключится к решению проблемы и направит депутатский запрос.
— Направим запрос в Генпрокуратуру, чтобы они разобрались в ситуации. Чего ждать, когда отец перейдет на нашу сторону? Никогда, наверное. Мы будем на связи с Наталией, — сказал Иванов.
Депутат отметил, что впервые встретился с проблемой, когда родственники погибших находятся по разные стороны фронта. Ранее приходилось только разыскивать близких, которым положены выплаты.
— Бывало, что участники СВО депонировали средства для конкретных родственников, например, на мать и на отца. Когда боец, к сожалению, погибал, выяснялось, что не получается найти его отца, чтобы выплатить ему средства. И тогда часть денег оставалась лежать до тех пор, пока родственника не находили. В то время (когда погиб Александр Папуна. — Прим. ред.) в министерстве соцполитики ДНР нам отвечали, что у них не было денег для выплат, — сообщил Максим Иванов.
По словам депутата, в 2022–2023 годах чиновники полагали, что отец Александра Папуны захочет принять российское гражданство и тогда сможет претендовать на выплату.
Трагическую историю Александра Папуны и его семьи мы рассказывали ранее. Военный служил в украинском спецназе в 2014 году, когда начался конфликт в Донбассе. Он отказался участвовать в штурме Славянска и расторг контракт, а в 2016 году записался добровольцем в донецкий батальон «Пятнашка» и с тех пор практически без перерыва участвовал в боевых действиях. У него остался сын, тоже Александр. Сейчас мальчик ходит во второй класс. Вместе с ним на Урал из Донбасса перебралась и мама.
Почитайте историю пропавшего бойца с Урала, сестра которого бьется с военными за выплаты и статус брата. Также мы рассказывали про мобилизованного из Челябинска, которого по ошибке зачислили в часть Чечни и восемь месяцев платили низкую зарплату. Еще один военный впал в кому на год, а его признали дезертиром.