Дума Екатеринбурга разрешила бизнесменам кремировать тела умерших. Новые правила работы и содержания кладбищ депутаты обсуждали на очередном заседании. Ключевым вопросом стало введение частных крематориев.
Правила вводят понятие «кремационный блок», в котором можно сжигать останки умерших и хранить прах до выдачи заказчику. Отличие от традиционного крематория в том, что в кремационном блоке нельзя проводить церемонии прощания и содержать колумбарии.
— Кремационные блоки, расположенные на территории Екатеринбурга, могут находиться в частной, государственной или муниципальной собственности, — сказано в документе. Также там подчеркивается, что услуги кремации оказывают организации любой формы собственности и индивидуальные предприниматели.
Каждая кремация должна быть зарегистрирована в специальной книге. Электронная копия книги передается в службу похоронного дела. На заседании против новых правил выступили представитель прокуратуры и депутат Виктор Сомиков. Кремационный блок — это такой же крематорий, новое понятие потребовалось ввести в интересах бизнеса, обратил внимание прокурор.
— Это видоизменение термина, чтобы законопроект прошел. Кремационные блоки уйдут в частные руки. Один у нас стоит не введенный — я думаю, под него это и делается, скорее всего. Предлагаю убрать слово «частный», потому что, судя по высказываниям Верховного суда, всё, что касается похоронного дела, должно быть на государственной или муниципальной земле, — заявил представитель прокуратуры.
Подобный частный крематорий построил на Димитрова, 72 Анатолий Глухов, которого называют королем похоронного бизнеса Екатеринбурга. Его имя также связывают с ОПС «Уралмаш», где он также специализировался на этой сфере. Суд запретил компании «Апельсин-С» осуществлять кремацию. Этого добивались жители Химмаша, которые переживали, что крематорий осложнит и без того непростую экологическую ситуацию в районе.
Депутат Виктор Сомиков также отметил, что крематории по федеральному закону могут быть только государственные или муниципальные, они должны находиться на участках земли, которые предназначены для захоронения. А организация похоронного дела осуществляется только органами местного самоуправления. И земли кладбищ или крематориев не могут находиться в частной собственности.
— В связи с явными противоречиями предлагаю данное положение о содержании кладбищ и крематориев отправить на доработку, — сказал Сомиков.
Проект защищал Александр Колесников, глава комиссии по городскому хозяйству. Он заявил, что Виктор Сомиков сам занимается подменой понятий «кремационный блок» и «крематорий», потому что переживает из-за «частного случая».
Однако депутаты большинством голосов проголосовали за новые правила.
Против крематория на Химмаше выступал и главный санитарный врач Свердловской области. Попытка открыть частный крематорий в Нижнем Тагиле также провалилась. Там бизнесмены сжигали не только человеческие останки, но и животных.