Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля объявил, что создал кадровую программу для ветеранов СВО и даже тех солдат и офицеров, которые еще находятся в действующих частях и выполняют боевые задачи. Программу назвали «Время героев», и она начала действовать уже 1 марта. Выпускники смогут работать в структурах власти и занимать высокие руководящие посты, вплоть до министров и губернаторов.
Мы поговорили с экспертами о том, как будут работать курсы переподготовки военных специалистов в гражданских руководителей.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов считает, что база для обучения таких кадров уже создана.
— Я могу оценить [новую программу] исходя из тех рамок, которые были обозначены [президентом]. Уже с сегодняшнего дня приступили к формированию программы, инфраструктуры для того, чтобы создавать кадровый резерв из непосредственных участников СВО, — заявил депутат. — Считаю, что за основу, скорее всего, будут взяты уже имеющиеся наработки: программа «Лидеры России», губернаторские курсы и другие подготовительные программы. Они предполагают обучение, выявление компетенции, тестирование, формирование принципа командной работы, дополнительные программы, изучение практик государственного и муниципального управления.
По словам депутата, одна из основных задач — создание кадрового резерва из тех, кто прошел через СВО.
— Ветераны должны добровольно определиться, кто хочет [работать в государственном управлении], и уже исходя из того их надо тестировать. Очевидно, что одного желания недостаточно, нужны и базовые знания, компетенции, — сказал Ярослав Нилов.
Генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что участники СВО могут пригодиться для заполнения вакантных мест руководителей администраций в небольших муниципалитетах.
— С одной стороны, СВО становится кадровым лифтом не для низовых участников. Например, есть вице-губернаторы регионов, которые поехали на СВО, через несколько месяцев вернулись с регалией и занимают уже более высокую должность. [Для них] это такой «лайфхак», они, будучи на высокой должности, проявили лояльность, — объясняет политолог.
В пример Илья Гращенков привел заместителя губернатора Иркутской области Сергея Довгалюка, который работал в зоне СВО, координируя работу в подшефном городе Кировске, и занимался вопросами доставки гуманитарной помощи и помощи военным. В прошлом году он перебрался в Белгородскую область на должность замгубернатора.
Второй путь связан с тем, что в России есть дефицит кадров на не самых престижных управленческих должностях.
— Например, найти мэра для небольшого городка даже в Свердловской области не всегда просто. Ответственности много, а ресурсов мало.
«Человек, обладая правом подписи, рискует подписать что-то не то и за это сесть. А кроме зарплаты в 60 тысяч рублей, он ничего не получит»
— Почему бы не замещать такие должности ветеранами СВО? В принципе у людей есть управленческие навыки, они дисциплинированные, понимают субординацию. Если их направят на курсы РАНХиГС, объяснят, что такое муниципальное управление или региональная служба — такими людьми можно укомплектовывать вакантные управленческие должности, — считает Илья Гращенков.
Он отметил, что в управленцы будут брать не всех желающих, а тех, у кого есть компетенции. Массовым явлением трудоустройство ветеранов в госсекторе не станет.
Более скептично настроен генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
— Лучший образ всего этого — герой Шакурова, начфин Забелин в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», когда он с саблей против бумаги в атаку шел. В академии госслужбы им прочитают теоретический курс [управления]. Но какой главный капитал президент собирается использовать в этой ситуации? Бесстрашие, готовность ломать [бюрократическую] систему. Но я помню, как восстанавливали кадровую систему в двухтысячные, в том числе используя мои работы. Внешне были воспроизведены все принципы и методы. Внутренне — ни один. Получилось как с телефоном из цельного мрамора в «Старике Хоттабыче».
«Но всё равно полезно, что эти люди попадут во власть. Они бесстрашны, они готовы с шашкой идти на пачки бумаг»
— Они могут посмотреть на ситуацию с такой стороны, которую мы, кто начинал в 80-е, уже не понимаем, которая представляется как нечто само собой разумеющееся.
Дмитрий Журавлев полагает, что новые люди внесут свежую струю в систему госуправления, но при этом не станут доминировать в ней.
— Не надейтесь, что все [прежние] губернаторы встанут и выйдут. Потому что после этого у вас ни хлеба, ни воды, ни света не будет. Из старых и новых чиновников сложится конгломерат, в котором представители старого управленческого аппарата начнут загрызать новых, чтобы не выпендривались, не мешали жить так, как они привыкли, — рассказал Дмитрий Журавлев.
Он отметил, что такое противостояние старых и новых управленцев неизбежно вытекает из самой природы бюрократического аппарата.
Выступление президента перед Федеральным собранием получилось рекордно длинным, оно заняло более двух часов. Все новости по этой теме мы собираем в специальном разделе.