В среду, 28 февраля, на 95-м году жизни скончался Николай Рыжков — выпускник УПИ, экс-директор Уралмашзавода и бывший глава правительства СССР. Первая половина его карьеры прошла на УЗТМ.
С должности руководителя крупнейшего уральского предприятия он перешел в Москву, где был первым заместителем министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР, первым заместителем председателя Госплана СССР, секретарем ЦК КПСС и председателем Совета министров.
Николай Иванович Рыжков родился 28 сентября 1929 года в селе Дылеевка Украинской ССР в шахтерской семье. Он окончил Краматорский машиностроительный техникум и по распределению переехал в Свердловск, на Уралмашзавод. Карьеру начал мастером в цехе № 31, среднем по меркам завода — в нем работали 700 человек, которые производили подъемные краны для металлургии.
За девять лет Николай Иванович прошел путь до начальника цеха. В этот же период он получил высшее образование в УПИ. Цех возглавил уже в 26 лет. В 1965 году стал главным инженером. В 1970–1971 годах — директором завода, в 1971–1975 годах — генеральным директором.
После этого его перевели в Москву на пост первого заместителя министра машиностроения. В 1985 году Николай Рыжков возглавил Совет министров СССР. В 1986 году руководил штабом по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В 1988 году координировал работы после землетрясения в Армении. После распада страны был депутатом Госдумы и сенатором от Белгородской области.
Работая на Уралмашзаводе, Николай Рыжков большую часть времени посвящал развитию тяжелой промышленности. Но и сам город кое-чем обязан бывшему директору гиганта машиностроения. Например, незадолго до перевода в Москву Рыжков отстоял план сноса ветхого жилья на Уралмаше. Под ковш пошли бараки и каркасные дома, а на их месте появились современные по тогдашним меркам жилые здания.
Те дома значительно превосходили своим качеством объекты, которые строили в других районах Свердловска.
Кроме того, когда Рыжков был главным инженером предприятия, завод построил первую троллейбусную линию на Уралмаше — для 8-го маршрута.
На предприятии же он создал крупнейший в Европе блок цехов сварных машиностроительных конструкций. Это помогло в два раза увеличить производственную мощность и обеспечило разработку крупных месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Всё это работает до сих пор. Еще он наладил массовый выпуск металлоконструкций.
На посту главы Совета министров СССР Рыжков поддержал курс Михаила Горбачева. Он говорил, что ввел в советскую экономику такие понятия, как монополизм и конкуренция. 24 мая 1990 года во время заседания Верховного Совета СССР он заявил, что цены на хлеб и продукты неоправданно низкие и должны повыситься.
В 1990 году оппоненты правительства обвиняли Рыжкова в том, что он не обеспечил уборку урожая, экономическая ситуация ухудшилась. Он отстаивал собственную программу оздоровления экономики в пику концепции «500 дней» Станислава Шаталина и Григория Явлинского. На фоне острой политической борьбы Рыжков перенес обширный инфаркт. Во время лечения генеральный секретарь Михаил Горбачев отправил его в отставку.
Сергей Лущиков, министр юстиции СССР в 1990–1991 годах:
— Я вошел в состав правительства Николая Рыжкова в конце 1990 года. Николая Ивановича мы считали свердловчанином. Более того, он был связан со Свердловским юридическим институтом, где учились его родственники. Из Свердловска в Москву он перевел целую группу юристов, например Вениамина Яковлева и Михаила Юкова.
Рыжков на посту премьер-министра пытался соединить практику и науку, ввел в состав правительства целый ряд научных деятелей, в том числе из нашего родного УПИ. [В Совете министров СССР при Рыжкове] была видна четкая связь науки и практики, а также Урала и Москвы. А я горжусь, что в 39 лет был самым молодым министром в своем правительстве.
Он был на своем месте. Но тогда была какая-то оголтелая критика со стороны депутатов. Какие-то недостатки в экономике — кто виноват? Правительство. [Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил] Горбачев никогда Рыжкова не защищал, а должен был, по моим понятиям. В результате Рыжков оказался в сложной ситуации. Выступления [будущего мэра Санкт-Петербурга Анатолия] Собчака стоили ему здоровья и нервов. Собчак называл Рыжкова «плачущий большевик». Но это неправильно. В итоге в конце 90-го года Рыжков сложил полномочия. Горбачев его не защитил.
Я очень уважаю Николая Ивановича, он проявил себя и как сенатор, в Белгородской области, которую он представлял, его очень достойно вспоминают. Он был очень думающим человеком и очень совестливым. Если он принимал решение, то старался довести его до конца.
Эдуард Россель, экс-губернатор Свердловской области и бывший глава областного исполкома:
(Россель посвятил уходу Николая Рыжкова трогательный пост в телеграм-канале. Он признался, что только однажды разошелся с ним во взглядах всерьез. Это было на рубеже эпох, в последние дни СССР.)
— Горько терять единомышленника, соратника, доброго друга, наставника. Мы много работали вместе, в последнее время часто занимали общую позицию по острым государственным вопросам, которые стояли перед верхней палатой парламента.
Даже если у большинства было иное мнение, принципиальный, бескомпромиссный Николай Иванович не боялся говорить прямо, поддерживать мою или защищать свою позицию, продиктованную огромным опытом, знаниями, стратегическим государственным мышлением.
Лишь однажды мы с ним оказались по разные стороны баррикад. Это было во времена становления новой России. Надо было открывать Свердловскую область (снимать «секретный» статус с региона. — Прим. ред.), я искал возможные пути, хватался за любые возможности, а Николай Иванович сильно мне мешал, буквально вставлял палки в колеса. Позже я понял, что его действия были оправданны.
Патриот своего Отечества, он до последнего верил и надеялся, что Советский Союз восстановится, что всё вернется на круги своя, к гособоронзаказу, к плановой экономике, и недопустимо пускать в стратегический регион иностранцев, создавать совместные предприятия, открывать консульства.
Он искренне и глубоко переживал за Родину, никогда не опускался до приспособленчества, не подстраивался ни под кого, был честен и принципиален.
Человек трудной судьбы, труженик с большой буквы из простой шахтерской семьи, который сделал себя сам, пройдя огромный профессиональный путь от рабочего Уралмаша до председателя Совета министров СССР.
Уход таких людей — большая потеря для страны. Убежден, что вклад Николая Ивановича в историю нашего государства спустя много лет оценят потомки. А сегодня мы все скорбим об уходе этого яркого, смелого, преданного стране человека.
Светлая память Николаю Ивановичу!
Анатолий Гайда, советник губернатора Свердловской области:
— Впервые я увидел Николая Ивановича, еще когда он был директором Уралмашзавода. Он выступал на каком-то мероприятии и произвел очень хорошее впечатление: очень спокойный, выступил аргументированно и содержательно.
Я думаю, что это был один из самых грамотных и патриотичных наших земляков. Он всегда отстаивал интересы страны, очень долго был председателем правительства.
Александр Левин, председатель Общественной палаты Свердловской области:
— На сломе эпох, при переходе в новую Россию, он руководил кабинетом министров — это дорогого стоит. Он рассказывал мне в интервью для ОТВ, как в чем-то не соглашался с [первым президентом России] Борисом Ельциным, как спорил с ним. Ельцин его ценил, но потом у них во взаимоотношениях что-то не сложилось.
Для меня это был большой человек, руководитель, государственник. В свое время он как председатель правительства участвовал в снятии статуса секретности со Свердловской области. Без этого мы бы экономически не выжили.
По предварительным данным, прощание с Николаем Рыжковым состоится в пятницу, 1 марта, в храме Христа Спасителя в Москве.
31 августа 2023 года скончался бывший соратник Николая Рыжкова, последний генсек Советского Союза и единственный в истории президент СССР Михаил Горбачев. Посмотрите, как прошли его похороны. Мы вели онлайн-трансляцию с траурной церемонии.