Неожиданная пресс-конференция руководителя Евгения Пригожина в Екатеринбурге дала старт его большой пиар-компании. С 30 мая он успел выступить в Новосибирске, Владивостоке и Нижнем Новгороде. Везде он говорит примерно одно и то же. Журналистов собирают на «презентацию нового проекта ЧВК "Вагнер"», в разгар мероприятия появляется ее руководитель и начинает рассказывать «правду о СВО» с основным посылом: нельзя замалчивать недостатки действий на спецоперации, а чтобы она принесла результат, надо срочно провести полную мобилизацию общества, включая новый набор пополнения из запаса.
Почему Пригожин отправился в этот тур, который очень напоминает предвыборное мероприятие, и есть ли у него политические амбиции? Об этом мы поговорили с экспертами в медиасфере и политике.
Гендиректор компании «Геном.Медиа» Дмитрий Федечкин, долгое время работавший в правительствах Челябинской и Свердловской областей, выяснил, что в мае чаще всего писали о Пригожине именно свердловские СМИ и блогеры.
— Я сделал этот вывод на основании статистических данных. Когда пошла волна [рассуждений о том], что Пригожина искусственно занижают в СМИ, я посмотрел его упоминаемость в «Медиалогии», и такого впечатления у меня не сложилось, — поделился Федечкин. — Тем не менее я узнал, что Свердловская область на первом месте [по количеству упоминаний Пригожина в СМИ], даже выше, чем в Санкт-Петербурге, где у него происходят основные внутриполитические битвы. А Челябинская область находится на пятом месте.
Медиасфера в Свердловской области — одна из самых развитых по сравнению с другими регионами России, и это тоже сыграло свою роль, отметил эксперт.
— Здесь всегда было много сильных средств массовой информации, причем как государственных, так и негосударственных. Нужно учитывать, что в Свердловской области имя Пригожина было разогрето. До его пресс-конференции случился конфликт с губернатором, а на прошлой неделе вагнеровцам здесь запретили автопробег. Не понимаю, почему, ведь было очевидно, что запрет вызовет «медийный шторм», что и произошло. Всё это и предопределило интерес к Пригожину и ЧВК «Вагнер», — сказал Дмитрий Федечкин.
Многие люди приписывают Пригожину политические амбиции, он их отрицает — но, скорее всего, это лукавство. Такие устремления в том или ином виде у него есть, уверен наш собеседник.
— Тур по крупным городам проходит с неким замыслом, и нельзя сказать, что этот замысел неполитический. За время СВО мы убедились, что Пригожин сотоварищи очень эффективно работают в медийном пространстве, у него очень сильный пиар.
«Чувствуется, что интерес общества к его фигуре есть, и [она получает] достаточно высокий уровень одобрения»
Если его рассматривать как политика, то его рейтинг входит в топ-5, как мне кажется. Мы делали замеры в динамике. С осени прошлого года, когда началось бурление вокруг его имени, и до марта отношение к нему резко улучшилось. Как это изменилось за последние три месяца, я сказать не могу, — сказал Дмитрий Федечкин.
Политолог Алексей Шабуров напомнил, что политические амбиции Пригожин проявлял и раньше — например, когда добивался отставки губернатора Санкт-Петербурга, но у него это не вышло.
— К тому же у него есть свои СМИ, есть команда политтехнологов, так что какие-то его политические действия вообще не должны удивлять, — считает Алексей Шабуров. — Но вопрос, конечно, в том, есть ли у Пригожина планы реально побороться за власть, создать партию или получить какой-то пост. Мы не можем залезть к нему в голову и узнать, чего он хочет на самом деле и не является ли его последняя активность просто игрой, чтобы добиться каких-то других целей (получить деньги, господряды, оружие или что-то еще). Мы можем судить только о том, что мы видим.
Сейчас Пригожин ведет себя как человек, который хочет быть политиком, отметил Алексей Шабуров. Он привел в пример ответ главы частной военной компании на обращение православной активистки Оксаны Ивановой. Та попросила основателя «Вагнера» помочь ей остановить рекламную кампанию Шигирского идола, которая якобы вовлекает молодежь «в опасные практики идолослужения». Пригожин ответил, что не в курсе, но самое главное — «заставить бюрократов в высоких кабинетах не делать из себя идолов, и тогда мы решим все проблемы на местном уровне».
— Такой ответ — это стопроцентно политическое заявление, причем выдержанное в «трампистском духе». В этом плане Пригожин похож на Трампа — очень богатый человек, озвучивающий консервативные идеи и обличающий бюрократов, политическую элиту как бы от имени простого народа. Не исключаю, что технологи Пригожина изучали опыт Трампа. Ну, или это просто чутье, — сказал Шабуров.
Поездка по регионам — это тоже типичное поведение политика, который хочет нарастить популярность. То, что он первым делом поехал в Екатеринбург, неудивительно. Это политически активный город, где СМИ точно напишут про его визит. И к тому же здесь есть предыстория конфликтов с местными властями, напомнил политолог.
— Еще раз нужно сказать: возможно, это просто игра, которая ничем не закончится. Пригожин умеет играть в такие игры. Но в политике часто бывает и так, что игра в силу объективных обстоятельств становится чем-то более серьезным. Человека затягивает в водоворот политических событий, он уже перестает принадлежать себе, постепенно осознает себя как политика и начинает действовать более решительно, — сказал Шабуров.
«И последнее: сейчас нет никаких политических инструментов и механизмов, которые позволили бы Пригожину получить хоть сколько-то существенную власть»
Ни выборы, ни бюрократическая система ему в этом не помогут. Союзников в элите у него тоже не очень много. Если в этом плане ничего не изменится, то политических перспектив у Пригожина не будет, — подытожил политолог.
Почитайте расшифровку основных ответов Пригожина на пресс-конференции в Екатеринбурге. Самым резонансным стало его заявление про необходимость всеобщей мобилизации и переходе на военное положение, которые надо объявить уже сейчас и на годы. Всё это — ради победы. Также на этой встрече Евгений Пригожин ответил, как защититься от беспилотников после недавней атаки на Москву, прямо сказал, кого назвал «дедушкой» в нашумевшем видео, и прокомментировал свой конфликт с губернатором Евгением Куйвашевым.