В Екатеринбурге бюджетники заявили, что их заставляют участвовать в праймериз «Единой России». На принудительное участие в добровольном голосовании нам пожаловались медики. Они не единственные, кому приходится переживать из-за настоятельных просьб руководства помочь единороссам выдвинуть кандидатов на сентябрьских выборах в гордуму. Работники других бюджетных организаций тоже сообщают E1.RU, что волонтеры «помогают» им проголосовать на сайте праймериз, отчитаться перед руководством, а еще просят найти сторонников, которые тоже проголосуют.
Можно ли отказать начальнику в такой ситуации? А если кандидат сам пришел к вам и обещает бороться за ваши интересы — он обманывает? По просьбе E1.RU на эти вопросы ответил политолог из Екатеринбурга Алексей Шабуров.
Главное, что нужно знать: праймериз — это не выборы. Это внутрипартийный отбор, который проводит «Единая Россия». Так партия хочет определить кандидатов, которые потом будут участвовать в «настоящих» выборах.
Раз это голосование внутрипартийное, то оно не регулируется российским избирательным законодательством. Праймериз проходят по правилам, которые устанавливает для себя сама партия. Здесь нет избирательных фондов, строгих требований к агитации и многих других ограничений. Поэтому праймериз иногда напоминают выборы 90-х годов, когда законы не были такими строгими. И если за нарушение избирательного законодательства ответственность может быть вплоть до уголовной, то за нарушения на праймериз кандидата в худшем случае отстранят от голосования, и всё.
Сами кандидаты активно используют праймериз для собственной раскрутки в округе. Они выпускают такие же листовки и газеты, как на «настоящих» выборах. Но при этом без контроля со стороны избиркома. Конечно, это может запутать избирателя, который не вникает в тонкости политики. На это делается расчет — если человек проголосовал за кого-то в мае, то велика вероятность, что он проголосует за него и в сентябре, увидев уже знакомую фамилию в бюллетене.
Разумеется, как и на «настоящих» выборах, так и тем более на внутрипартийных, голосование является исключительно добровольным. Но на практике, к сожалению, это работает не всегда. Бывают случаи, когда работодатели заставляют сотрудников регистрироваться и голосовать. В самой «Единой России» эту практику не одобряют и просят жаловаться на такое поведение. А дальше уже всё зависит от ваших отношений с работодателем.
«Иногда можно просто проигнорировать требования (и чаще всего ничего за это не будет)»
Иногда можно попросить письменное распоряжение. В крайнем случае можно пожаловаться в оргкомитет ЕР — там точно не захотят скандала и постараются урегулировать ситуацию.
Что касается обещаний, которые раздают кандидаты, то ни один российский закон не заставляет политиков выполнять свои обещания после избрания. Это касается и праймериз. Выполнение обещаний остается вопросом совести кандидата и его отношений со своими избирателями. С той поправкой, что победитель праймериз потом может вообще не попасть в думу — ведь ему еще надо будет выиграть выборы в сентябре.
А вас на работе просили принять участие в праймериз?
В пресс-службе «Единой России» ранее сообщили, что участие в праймериз добровольное. В конце марта депутаты Гордумы Екатеринбурга разрешили себе не отчитываться о доходах перед избирателями. Многие из этих народных избранников участвуют в праймериз с намерением остаться в думе на новый срок. Также в думу рвутся и представители группировки «четырехсотых». Недавно они были замечены в конфликте вокруг срыва предвыборной агитации. Двадцать-тридцать лет тому назад выборы проходили совсем по другим правилам. Мы рассказывали, как сложилась судьба кандидатов в губернаторы Свердловской области.