Свердловский губернатор Евгений Куйвашев 24 февраля жестко ответил главе ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину на его претензии о «беспределе властей». Он посоветовал Пригожину не совать нос в региональную политику и отправил «стряпать котлеты и варить макароны». Вот только чем грозит такое резкое высказывание самому губернатору? Мы спросили об этом политологов.
«Это вариант с подстраховкой»
По мнению уральского политолога Алексея Шабурова, если Куйвашев сделал такое заявление — значит он уверен, что оно пройдет без серьезных последствий. Однако способ губернатор выбрал странный: сначала цитата главы региона появилась в одном из малоизвестных телеграм-каналов, а уже потом в СМИ. Вероятно, так он подстраховал себя, считает Шабуров.
— Раньше все-таки губернатор через соцсети распространял такие заявления. У меня, как у человека, который наблюдает профессионально за информационной картиной, пока нет уверенности, что губернатор это действительно сказал. Нужно убедиться, что это не информационная провокация, — считает Алексей Шабуров. — Я думаю, что Куйвашев человек с очень большим политическим опытом и прекрасно понимает, за что бывают последствия, за что нет.
«Куйвашев не похож на человека, который сильно рискует или делает неосторожные заявления»
По мнению Алексея Шабурова, губернатор мог ответить Пригожину на фоне слухов о том, что у главы ЧВК «Вагнер» появились проблемы во взаимоотношениях с Минобороны.
— Он опытный политик, и если бы он такое сказал, то значит он понимает, что политическая конъюнктура на стороне губернатора. То, как это опубликовано, не похоже на него — это вариант с подстраховкой о том, чтобы не напрямую это высказывать. Тем не менее, значит, он понимает, что политических последствий не должно быть, — добавил политолог.
Уволить!
Совсем иную точку зрения высказал директор Института политических исследований Сергей Марков. Он уверен, что теперь губернатору грозит увольнение.
Сергей Марков — политолог, кандидат политических наук, основатель и директор Института политических исследований, депутат Госдумы V созыва. В 2012 году был доверенным лицом Владимира Путина во время президентской кампании. Автор книг и публикаций, в начале 90-х в соавторстве с американским политиком и профессором Майклом Макфолом написал книгу о зарождающейся демократии в России.
— Я думаю, увольнение ему это даст. Дело в том, что Пригожин последний месяц стал одной из точек «надежд» радикальных патриотов. Проблема в том, что поддерживать его трудно, — считает Сергей Марков. — Они ищут, как поддержать его, но сделать это не прямо, а косвенно. Поэтому прежде всего они атакуют тех, кто атакует Пригожина.
«Куйвашев — идеальная цель, поэтому требования уволить его будут такие же популярные, как в свое время разрушить Карфаген»
Сергей Марков уверен, что огромное количество людей не могут открыто поддержать действия Пригожина публично из-за того же конфликта с Минобороны, тем не менее они встанут на его защиту и начнут «атаковать» свердловского губернатора. Снять с поста губернатора, по мнению политолога, могут не сразу, так как власть не любит делать что-то под давлением общественного мнения.
— Он сильно рисковал, потом оскорбительно выразился, про котлеты там и так далее. Куйвашев на этом чистом поле вылазит здесь и говорит: «Я, вылейте на меня ушаты дерьма». Странное поведение, скажу честно, очень странное. Он вызвал огромную лавину, которая существенно больше публичной поддержки Пригожина. Они ищут, как его поддержать и не поссориться с Минобороны. А поссориться с Куйвашевым никто не боится, кроме Свердловской области, — подытожил Марков.
Стычка свердловских властей с ЧВК «Вагнер» началась с того, что в конце января в Камышловском районе мама одного из погибших военных столкнулась с трудностями в организации похорон ее сына: на прощании не было ни почетного караула, ни оружейного салюта. Иван Савкин был судим и погиб во время СВО. Тогда Евгений Пригожин впервые раскритиковал действия уральских властей.
Ранее свердловский депутат Вячеслав Вегнер предложил отправить женщин из уральских колоний на СВО. Он уверял, что заключенные желают «искупить кровью» свои преступления, вместо того чтобы быть «швейками на зоне». Также депутат объяснил, что свою просьбу они передали через него, так как, в отличие от тюремной администрации, «к депутату обратиться вполне не западло».
Во ФСИН факт подобных просьб в принципе отрицают. Прочитайте, что ответили в Свердловской ФСИН на заявления депутата.