Специальная военная операция оказывает влияние на все сферы жизни в России, в том числе на систему правосудия. Екатеринбургский адвокат Михаил Зельдин рассказал историю подследственного, который уехал в Донбасс, хотя дал подписку о невыезде. Судьи оказываются в непростой ситуации: считать это нарушением или уважительной причиной? Юрист полагает, что в будущем участие в СВО станет служить индульгенцией даже для осужденных. Почитайте колонку защитника.
В отношении человека расследуется уголовное дело. Особо тяжкое преступление. Вину признал сразу при задержании. Всё добровольно показал при дежурном адвокате. Показания подтверждаются доказательствами. Перспектива нерадостная — светит около десяти лет. В связи с признанием и состоянием здоровья избрали ему подписку о невыезде.
Говорил мне, что хотел участвовать в СВО, но не прошел по здоровью. Однако после назначения судебного заседания ушел туда добровольцем.
Открывается заседание. Судья растерянно смотрит на прокурора, прокурор — на судью, никто не знает, что делать. То ли избирать подсудимому арест и объявлять розыск, то ли приостанавливать дело в связи с невозможностью его участия в суде. Формально он нарушил подписку о невыезде, так что есть основания для ареста.
Выбрали всё же приостановить дело по уважительной причине. Доводы такие: он выходит на связь, не скрывается, известно, чем занимается.
Кстати, соответствующая практика уже сформировалась. Суды действительно признают даже добровольное участие в СВО уважительной причиной неявки.
И всё бы ничего, и не стоило бы об этом говорить, если бы не одно но.
«У преступников открывается фактическая возможность заменить уголовную ответственность участием в боевых действиях»
Пока речь не идет о полном освобождении от наказания или от ответственности, но в том, что участие в СВО будет зачтено в качестве серьезного смягчающего обстоятельства, сомневаться не приходится. Возможно, в дальнейшем, после вынесения приговора, этот факт послужит основанием для помилования.
Причем если одних перспектива уехать в зону СВО пугает, то для других, которые желают там оказаться и записываются добровольцами, совершение преступления просто перестает быть какой-либо помехой в жизни.
Можно, конечно, возражать. Сказать, что, независимо от открывшихся перспектив, всегда были и те, кто специально совершает не очень серьезные преступления, чтобы попасть на зону и перезимовать на казенных харчах, и для них преступление — это тоже не помеха, а инструмент осуществления желаний. Но всё же о таких я читал только в книжках. Волей, в основном, дорожат.
Как вы считаете, должен ли суд учитывать участие подсудимых в СВО как смягчающее обстоятельство?
В Екатеринбурге два участника громких уголовных дел отсрочили суд с помощью «командировки» на фронт. В ноябре 2022 года стало известно, что бывший министр госимущества Алексей Пьянков якобы отправился на СВО. Это случилось за несколько дней до истечения срока его ознакомления с материалами своего уголовного дела. Еще один известный екатеринбуржец, глава Союза десантников Урала Евгений Тетерин, отправился в Донбасс, чтобы возвращать домой тех, кого мобилизовали незаконно.
Осужденные тоже имеют шанс отправиться из колонии на СВО в составе ЧВК «Вагнер». В Свердловской области недавно похоронили душегуба, который забил до смерти собственную мать. В 2022 году он отправился воевать и погиб.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!